Гусов Саша

Хотите купить фотографию?
Об авторе

Саша Гусов родился в 1960 году в Таганроге в семье инженера. Свои первые фотографические знания юный Саша Гусов получил благодаря своему дяде – школьному фотографу, с которым он проводил время в период школьных каникул. Так он научился процессам проявки и печати плёнки, овладел искусством портретного освещения, приобрел интерес к фотооборудованию.

В 1980-е Саша Гусов уже жил в Москве и являлся членом Московского Горкома художников-графиков. Это позволяло ему оставаться свободным фотографом, а также открывало редкий доступ к западной фотографической прессе, недоступной для обычного советского гражданина. Любимым журналом Гусова был British Journal of Photography. Уже тогда он мечтал о том, чтобы однажды увидеть, как его собственные работы украшают страницы этого журнала.

Гусов жил мечтой о том, чтобы, покинув Советский Союз, стать знаменитым успешным фотографом. Случайное знакомство с туристами на Красной площади позволило ему с лёгкостью получить приглашение в Великобританию, а впоследствии – и визу. Прощание было грандиозным. Московские художники, поэты, писатели, в круг которых Гусов тогда был вхож, устроили ему прощальный вечер в Доме литераторов. Так, в 1989 году Гусов изменил свою жизнь, сделав шаг в неизвестность, навсегда покинув Советский Союз и с билетом в один конец оказался в Лондоне.

Начало нового жизненного этапа далось будущему фотографу нелегко. Но, кажется, счастливый случай всегда сопровождает Гусова как плата за его упорство и невероятный энтузиазм. Переменив множество профессий в попытках заработать на жизнь, он познакомился с фотографом Эндрю МакФерсоном, благодаря которому получил работу в фотомастерской Роя Снелла. Это дало Гусову, который к тому моменту уже начал делать портреты молодых актеров и музыкантов, возможность не только познакомиться с известными британскими фотографами, но и использовать студию для работы над своими собственными проектами.

Выдающуюся по своей визуальной выразительности балетную серию Гусов начал как личный проект, почти случайно оказавшись за кулисами лондонского Альберт-холла. Он вспоминает, как в 1992 году услышал, что на гастроли в Лондон приезжает Большой театр и он решил: «всё, пора начинать».

«Я пришёл в Royal Opera House, наврал на входе, что я сам тоже из Большого. Пропустили. Я прошел прямо в зал, увидел Григоровича, который наблюдал за репетицией на сцене. Я подошёл и говорю: «Здравствуйте, Юрий Николаевич». Он спрашивает: «Ты кто такой?» — «Я Саша. Я фотограф. Хочу снимать репортаж о ваших гастролях». Он: «Пожалуйста, делай. Иди, снимай».

В течение месяца, который Гусов провел с Большим театром, он практически ежедневно работал над разными аспектами проекта, отсняв около 500 пленок Kodak Tri-X… это около 18 000 негативов. Он снимал репетиции, спектакли, сидел с оркестром в яме, делал портреты… Гусов рассказывает: «Они (танцоры Большого театра) уехали. У меня остался богатейший материал. Я пошёл с ним в тот самый British Journal of Photography. Они дали мне разворот. Если бы в Москве мне кто-то сказал, что я буду напечатан в British Journal of Photography, я бы умер от счастья!».

Так, с балета, начался путь в фотографию Саши Гусова. Он продолжает съёмки Большого и в 2004, 2013, 2016 годах. Вдохновляясь среди прочего творчеством Жака Анри Лартига, Терри О’Нилла и старым черно-белым кино, Гусов отдает предпочтение монохромному изображению. Его балетные фотографии с одной стороны превосходно передают динамику и выразительность танца и образа, и в тоже время они совершенно не классические по своему духу. Есть среди них и превосходные постановочные портреты, и завораживающие, тонко схваченные кадры репетиций и выступлений. Снятые на пленку, «на ходу» и без дополнительного освещения они пленяют своей эффектностью. Балетные фотографии Саши Гусова за более чем 25 лет работы объединены в имевшие ошеломляющий успех альбомы «Большой балет» (2016) и «The Bolshoi» (2017), тиражи которых полностью разошлись за первые несколько месяцев продаж.

После разворота в The British Journal of Photography, Гусову начали поступать рабочие предложения от English National Ballet, Royal Opera House, Royal National Theater, журналов Daily Telegraph, the Times, Conde Nast Traveller, Vogue, ELLE и Cosmopolitan. Он сотрудничал с аукционными домами Sotheby`s и Christie`s, работал со звездами кино, музыки, политики: в его объектив попали Джуд Лоу, Эван МакГрегор, Джуди Денч, Пирс Броснан, Гарри Олдмен, Борис Березовский, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Мстислав Ростропович и сама королева Елизавета Вторая. Гусов выпустил ряд книг, среди которых Shooting images (2001), Locusts (2008), Belarus. Terra Incognita (2010), Photographs (2012), 25 Years in Photography (2014), People like us (2017), Michelangelo (2019).

Как пишет кинорежиссер и большой друг Гусова Андрей Кончаловский, с которым фотографа связывает многолетний опыт сотрудничества: «Фотографии Гусова – это не отражение жизни, а то неповторимое совпадение обстоятельств во времени и пространстве, которые «поймал» человек с фотоаппаратом». В чувственных, цепляющих и часто ироничных фотографиях мы видим и самого автора. Юмор, лёгкость и авантюризм, любовь к правде и настоящему, – в этом весь Саша Гусов.

Последний альбом Гусова, «Michelangelo» (2019), был сделан на съемках фильма Кончаловского «Грех», где Гусов был единственным приглашенным фотографом. Альбом имел огромный успех и был оценен на самом высшем уровне – издание было подарено Папе Римскому Франциску президентом РФ Владимиром Путиным, а тираж альбома был распродан за считанные месяцы.

Избранные выставки

2018
«Большой балет by Sasha Gusov», Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва

2016
«Поцелуй», Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва

2015
«PROзавод», Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва

2014
«КОМЕДИЯ НРАВОВ. Фотограф Sasha Gusov», Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва

error: Content is protected !!