С 10 по 29 сентября в Центре фотографии имени братьев Люмьер пройдет персональная выставка Вадима Гущина «Вещь. Функция. Облик».
Этот давно ожидаемый ретроспективный проект объединит более восьмидесяти работ автора, созданных им за последние двадцать лет.
Неизменно в центре внимания Гущина – предмет и его связь с современностью, историей и культурой. Оставаясь в жанре натюрморта, фотограф разработал свой уникальный авторский стиль — четкий, лаконичный и выразительный. Автор создал настоящую «сагу о предмете» — философский реестр окружающего нас мира вещей.
Выставка «Вещь. Функция. Облик» включает серии, работа над которыми началась еще в начале 2000-х. Каждая из них посвящена одному из предметов современного обихода, простому по форме и функции. Это может быть лист бумаги или книга, картонная коробка или запечатанный конверт, нож, пластиковый стакан, пиджак или консервная банка.
Один из главных приемов художника – отчуждение, вынесение предмета за рамки бытового контекста. Гущин поднимает вещь над собой, превращая ее в символ.
В экспозиции будут представлены как черно-белые работы раннего периода, так и цветные, созданные совсем недавно. В черно-белых фотографиях внимание предельно заостряется на форме предмета. Так, полка, на которой предмет расположен, играет роль пьедестала, а сама вещь приобретает монументальность и лапидарность скульптуры (серии «Библиотека» (2000); «Пластиковая посуда» (2003);«Манускрипты» (2008) и др.). Цветные работы сделаны в ином ключе: точка съемки изменена на верхнюю и натюрморты выглядят как предметные ландшафты. Цвет здесь приобретает особое значение, работая на уровне психологии и культурных ассоциаций. Например, в серии «Цветные конверты» (2010) цвета изображенных конвертов — красный, фиолетовый, коричневый – ясно апеллируют к разным психологическим состояниям человека.
Фотографический язык Вадима Гущина близок к минимализму и традициям русского авангарда, супрематизма. Баланс между абстрактным, двухмерным, символичным, с одной стороны, и конкретным, индивидуальным, стремящемуся к идеалу, но несущему на себе признаки времени и человеческой деятельности, с другой, и составляет интригу и особую притягательность работ фотографа.