РБК Daily: Жизнь в десяти папках

По профессии Вячеслав Тарновецкий вообще-то был физиком, преподавал на кафедре Черновецкого университета. Но занимали его не только законы природы и взаимодействия вещей — Тарновецкому нравилось фотографировать. И это хобби прославило его едва ли не больше, чем научные изыскания. «У этого достойнейшего фотографа персональной выставки в Москве не было ни разу, — рассказывает ее куратор Катерина Зуева из Центра фотографии имени братьев Люмьер. — Хотя его работы очень важны для истории независимой советской фотографии, для понимания фотографических процессов восьмидесятых годов».

Подготовка продолжалась целый год, авторы экспозиции совещались с наследниками фотографа, выбирали снимки. Получилась первая выставка Тарновецкого за двадцать лет его творчества (1970—1990) из семидесяти фотографий, когда-то аккуратно разложенных им самим по десяти папкам по теме, сюжету и настроению автора: «Светоносная тень», «Мимолетности», «Группировки», «Соцарт», «Растрирование», «Окна», «Городские натюрморты», «Империя», «Столбовое дворянство», «Двое».

По словам куратора, стиль и метод работы Тарновецкого сильно выделяли его из среды фотографов того времени: он тонко чувствовал свет и форму, и самые обычные моменты превращались в его объективе в событие — перекрестье крыш и заборов, особенное соотношение длин стволов деревьев, разбитый сеткой рабицей солнечный свет. «Нет ничего «нефотографического» в этом мире. Нужно просто смотреть на вещи под правильным углом» — так объяснял автор свой подход к искусству фотографии.

Частые гости в иностранных книгах о независимой фотографии в СССР (Another Russia, 1986; Say Cheese!, Soviet Photography 1968—1988; Changing Reality, 1991) работы Тарновецкого не нашли восторженных откликов в наших изданиях — слишком чужда была его эстетика привычным вкусам. Лишь один раз несколько снимков, сделанных на старенький фотоаппарат «Искра», опубликовали в журнале «Советское фото». И даже это скромное заявление о себе не осталось незамеченным, и работы Тарновецкого запросила Национальная библиотека Парижа.

error: Content is protected !!