РБК Daily: Романтика «оттепели»

В Москве покажут работы знаменитых советских фоторепортеров

Весной 2008 года работы советских фоторепортеров демонстрировались на выставке «Фото 60—70» из Антологии русской фотографии XX века в ЦДХ. Тогда они имели большой успех. И вот теперь советское фотоискусство двух знаковых десятилетий будет представлено отдельной экспозицией. Центр фотографии им. братьев Люмьер в мае представит зрителю внушительный проект, итог четырех лет исследовательской работы — «Советское фотоискусство 60—70-х».

Шестидесятые для фотографии, как и для всей страны, были временем, когда ослабли идеологические установки. В искусстве репортерского фото был создан новый формальный язык, вошли в обиход новые жанры и тематика. Не пафос парадов уже интересовал репортеров, а искренность и романтика, природа и частная жизнь простого человека.

Среди имен ведущих фоторепортеров того времени можно вспомнить, например, Юрия Кривоносова, работавшего в «Огоньке» и в «Советском фото». Дебютировавшего в центральной прессе кадром «Похороны Сталина» и прославившегося съемкой экстремальных событий: восхождения альпинистов на Памир или спуска на гидростате на дно Баренцева моря. Или Александра Абазу, сотрудника «Советской культуры» и «Комсомольской правды», который пейзажи заводов и фабрик превратил в поле для своих экспериментов со светом и тенью.

Еще одно прославленное имя — Игорь Гневашев, работавший в журналах «Советский экран» и «Советский фильм» и подаривший кинозрителю возможность увидеть своих кумиров и на фотографиях. Он сотрудничал с Андреем Тарковским и Сергеем Бондарчуком, наблюдал за Василием Шукшиным на съемках «Калины красной». На портретах его работы Юрий Никулин, Евгений Моргунов и Георгий Вицин предстают совсем не такими, какими мы привыкли видеть знаменитую троицу.

Владимир Богданов из «Литературной газеты» снимал старую Москву, которую он любил и знал. И которой сегодня, кроме как на фотоснимках, уже нигде и не увидеть. Николай Драчинский, спецкор «Огонька», а затем ответственный секретарь «Известий», — он был еще и уникальным составителем выставок разных мастеров. А его фото — это цветовые эксперименты и мультиконтур, вручную создающий эффект фотошопа. В наше время это кажется наивным. Тогда казалось чуть ли не революцией.

Всего в рамках этого проекта в Галерее им. братьев Люмьер будет представлено около 350 работ от 70 авторов, в основном московских фоторепортеров.

error: Content is protected !!