«Мастер смотреть и видеть». Выставка одного из лидеров «молодой фотографии» 60-х Валерия Генде-Роте в ЦДХ «: Газета» №85

Мастер смотреть и видеть.

Выставка одного из лидеров «молодой фотографии» 60-х Валерия Генде-Роте в ЦДХ

Выставка работ Валерия Генде-Роте, фотографа, чьи снимки стали классикой, открылась в Фотогалерее имени братьев Люмьер в ЦДХ. Знаменитый портрет рапортующего Юрия Гагарина в фуражке, как и фотографии Софии Лорен, сделанные во время визита актрисы в СССР в 1965 году, видел едва ли не каждый. Имя же Валерия Генде-Роте, как это нередко бывает с фотографами, известно гораздо меньше его работ.

Между тем он признанный классик советской и российской фотожурналистики. В 60-70-х годах ХХ века он стоял у истоков появления так называемой «молодой фотографии» — по сути, новой вехи в советском фотоискусстве. Его портреты кумиров интеллигенции, деятелей культуры и науки, пейзажи и репортажные кадры лишены постановочности и нарочитой, степенной торжественности, которая если не насаждалась, то уж определенно одобрялась в советское время. В снимках Генде-Роте присутствует жизнь, юмор и личный взгляд фотографа.

Его биография — удивительный пример того, что стать профессионалом в любимом деле можно в любом возрасте. Валерий снимал с 10 лет, но работать фотографом начал только в 30 с лишним, в конце 50-х, до этого 15 лет прослужив конструктором. Он учился съемке и построению композиции самостоятельно, изучая полотна мастеров живописи и споря на выставках и семинарах с другими фотографами.

В 1959 году Генде-Роте поступил на работу в ТАСС, а уже через два года его фоторепортаж о Гагарине, отдающем рапорт Хрущеву во Внуково, увидел весь мир. Валерий Альбертович очень гордился этими кадрами и рассказывал, как ему пришла в голову удачная мысль: не стоять в толпе других репортеров, встречающих космонавта, а снимать специальным объективом, забравшись на крышу аэровокзала (его съемка — единственная, сделанная сверху). Таких моментов в его работе — десятки, если не сотни.

Например, знаменитый пианист Ван Клиберн, приглашенный выступить перед советскими слушателями, перед концертом внезапно исчез. Пока организаторы в панике разыскивали музыканта, он позировал Генде-Роте в обнимку с двумя «звездными» собаками — Белкой и Стрелкой, слетавшими в космос. В другой раз Валерий проговорил с Аркадием Райкиным и его супругой в гостиничном номере почти сутки, а знаменитым стал снимок, сделанный им несколькими часами позже: Райкин, улыбаясь, смотрит из открытого окна вагона поезда. София Лорен называла его «моим московским фотографом» и говорила, что ей нравятся снимки Генде-Роте за то, что он «снимает ее такой, какая она есть». Его объектив видел Петра Капицу и Святослава Рихтера, Елену Образцову и Барбару Брыльску, Эдиту Пьеху, Ларису Лужину, Алексея Косыгина, генерала де Голля и множество других известных личностей, а также простых людей.

«Хороший снимок требует высокого профессионального уровня, долгой вдумчивой работы, изобретательности, терпения. Эти качества до сих пор как раз противоречили нашей фотографической системе. Разве может фотограф, придя на пять минут, сделать настоящий портрет, разве человек раскроется перед ним? Нет, конечно», — говорил Генде-Роте в одном из интервью.

Выставка Валерия Генде-Роте в Фотогалерее имени братьев Люмьер в ЦДХ на Крымском Валу проходит в рамках проекта «Антология русской фотографии ХХ века», который призван отразить состояние русской фотографии с 20-х по 80-е годы прошлого века. Именно тогда репортажное фото в нашей стране переживало настоящий расцвет, и имя Валерия Генде-Роте стоит в одном ряду с именами таких мастеров, как Лев Бородулин, Василий Егоров, Леонид Жданов, Римантас Дихавичюс, Владимир Лагранж — людьми, изменившими взгляд на фотографию в нашей стране.

Актриса Лариса Лужина: «Он идеально снимал портреты»

Валерий Альбертович был настоящим фотохудожником. Профессионалом с большим вкусом. Это особенно остро ощущается сейчас, когда фотографией занимаются люди, которые хотят зарабатывать как можно больше, хотя знаний у них немного. Он идеально снимал портреты. Во время работы никогда не давал указаний: что делать, не заставлял принимать эффектные позы или менять выражение лица. Он вообще ничего не требовал, все происходило абсолютно естественно. Может, потому, что у него была репортерская хватка. И снимал он, как репортер, предварительно не выстраивая композицию кадра, поворот головы или взгляд. Он просто каким-то неуловимым образом фиксировал живые моменты. Мне очень нравились его фото. Хотя это было давно, и боюсь, дома у меня ничего не сохранилось. Я хотела бы прийти на его выставку.

error: Content is protected !!