Московская перспектива: Повеяло девяностыми

Постоянные посетители Центра фотографии имени братьев Люмьер привыкли к тому, что проходящие здесь выставки образуют некие циклы. Вот и нынешняя экспозиция «Иконы 90-х» стала логическим продолжением прошлогоднего проекта «Иконы 1960 – 80-х». На вернисаже побывал корреспондент «МП».

Название выставки красноречиво говорит само за себя. 1990-е – переломное время, водораздел истории; у всех, живших тогда в России, они вызывают самые разные ассоциации. «Это наш субъективный и аполитичный взгляд на ту смутную и в то же время романтичную эпоху, когда все появилось впервые», – пишут кураторы в сопроводительной статье. Нельзя не заметить, что тематически «Иконы 90-х» во многом пересекаются с двумя недавно прошедшими выставками, посвященными Михаилу Горбачеву и Борису Ельцину (о них см. статью в «МП» от 1.02.2011). В Москве в начале нынешнего года «повеяло девяностыми» – если перефразировать название известной песни группы «Нирвана», звучавшей на вернисаже в числе прочих хитов 20-летней давности.

«Иконы 90-х» – это около 300 работ более чем 40 авторов, в основном репортажные портреты. По мнению кураторов, именно они «в наибольшей степени передают атмосферу той эпохи и истинный характер ее героев». Представлены снимки фотографов Москвы и Петербурга, в том числе редкие, малоизвестные кадры (организаторы провели большую работу в архивах). Среди «икон» известные люди 90-х, оставившие след в культуре, науке, бизнесе, спорте, политике нашей страны. Как всегда на выставках в Центре Люмьер, художественность сочетается с историзмом. Именно в 90-е, напоминают кураторы, в стране появилось поколение фотографов, использующих в работе новые методы и приемы. Так что для понимания жанровой эволюции российской фотографии эта экспозиция тоже необычайно важна.

Как и всякая громкая эпоха, 90-е неисчерпаемы, несводимы к одной лишь галерее знаковых харизматических фигур. Жизнь страны не ограничивалась тусовкой Москвы и Санкт-Петербурга. Но именно в двух российских столицах вырабатывалась новая концепция российского мира. Того мира, в котором мы сейчас живем. Именно люди столиц были в переломный момент генераторами перемен.

Фотопортреты, сгруппированные в залах по тематическому принципу, образуют своего рода путешествие в девяностые (и примыкающие к ним поздние 80-е). Можно предположить, что в зависимости от личных симпатий и интересов, каждый зритель найдет на этой выставке «свой» зал и «свои» снимки.

Любители кино смогут оценить «режиссерский» цикл Ольги Моисеевой – Алексей Балабанов с велосипедом во дворе «Ленфильма», Никита Михалков на съемках «Утомленных солнцем», Александр Сокуров в Красноводске во время работы над фильмом «Дни затмения». Неподалеку портреты Сергея Маковецкого (А.Джус, 1997), Федора Бондарчука (С.Киврин, 1993). Последний, кстати, «схвачен» фотографом в момент съемок рекламного клипа.

Широко представлены здесь и лица русской литературы, которая в 90-е была больше чем литературой. И если фото Александра Солженицына на вручении премии его имени в Москве (В. Ахломов, 1998) – это, так сказать, писательский официоз, то снимки Владимира Сорокина, Дмитрия Пригова, Алексея Парщикова напоминают о жизни богемы, а также о неподцензурной прозе и поэзии, вырвавшейся на страницы отечественной печати. Портрет же писательницы Дины Рубиной – это символ наладившихся в те годы связей между метрополией и диаспорой.

С фотографий на посетителей смотрят известные политики, художники, звезды нарождавшегося российского шоу-бизнеса, светские персонажи. Некоторых персонажей с фотографий можно было встретить на вернисаже живьем.
Забрел на открытие, среди прочих знаменитостей и Андрей Макаревич. Он надолго задерживался возле фоторабот, изображающих музыкальных кумиров времен «перестройки» – его коллег, друзей: Сергея Курехина, Бориса Гребенщикова, Вячеслава Бутусова. Вот Виктор Цой, выгуливающий собаку во дворе своего ленинградского дома (фото середины 80-х), а вот Петр Мамонов на концерте во главе легендарной группы «Звуки Му». Кстати, свой портрет четвертьвековой давности Макаревич тоже нашел на выставке.
Увидел себя на одной из фотографий и журналист Артемий Троицкий. Если на старом снимке он изображен на концерте с гитарой в руках, то на вернисаже он по просьбе организаторов заведовал музыкальным пультом, угощая посетителей лучшими мелодиями рубежа 80-х – 90-х. Таким образом, погружение в недавнюю, но уже изрядно подзабытую эпоху получилось многоплановым и глубоким.

Выставка работает до 22 мая.

№ 14 за 19.04.2011
Андрей Мирошкин