Культура.РФ: Гимн консервной банке

В Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка фотографа Вадима Гущина

«Я — художник, — говорит он о себе. — То есть я позиционирую себя как художник в большей степени, чем фотограф, хотя, конечно же, я тоже и фотограф, поскольку то, что я делаю, является фотографией».

«Вещь. Функция. Облик» — так называется его экспозиция в главных залах центра. Здесь выставлено более 80 работ фотографа, созданных им за последние двенадцать лет.

Гущин — художник конкретный. Его интересует реальность — предмет и его связь с современностью, историей и культурой. Выбрав жанр натюрморт, фотограф разработал свой уникальный авторский стиль — четкий, лаконичный и крайне выразительный. Педантично исследуя возможности визуального, он создает настоящую «сагу о предмете» — как бы философский реестр окружающего нас вещного мира, «поэтический каталог» вещей.

Каждая серия снимков посвящена одному из предметов современного обихода, простому по форме и функции. Лист бумаги. Книга. Картонная коробка. Запечатанный конверт. Нож. Пластиковый стакан. Пиджак. Консервная банка. Даже крысы. Все это — объекты внимания художника, превращающего вещь в символ.

В экспозиции представлены как черно-белые работы раннего периода, так и цветные, созданные недавно. В первых внимание предельно заостряется на форме предмета, вещь приобретает монументальность и лапидарность скульптуры (серии «Библиотека» (2000 год); «Пластиковая посуда» (2003 год);«Манускрипты» (2008 год) и др.). Цветные работы сделаны в ином ключе: натюрморты выглядят как предметные ландшафты. Цвет здесь приобретает особое значение, на уровне психологии и культурных ассоциаций.

«Фотография превращает вещи в образы вещей, — говорит искусствовед Михаил Сидлин. — В авторском пространстве Вадима Гущина промышленные предметы превращаются в скульптуры. И каждая из этих скульптур свидетельствует о своем истоке — Вселенной Малевича».

Вот, оказывается, откуда его корни. Гущин балансирует на тонкой грани «предметное — беспредметное». Мир идей — это мир Малевича. Пространство предметов — это пространство потребления. Помещая предметы из супермаркета в космос Малевича, фотограф возвращает их туда, откуда они когда-то вышли. В изначальную пустоту. В пространство чистых идей. Поэтому язык Вадима Гущина близок к минимализму и традициям русского авангарда, супрематизма.

Эта тонкая грань, баланс между абстрактным, символичным, с одной стороны, и конкретным, индивидуальным — с другой, и составляет интригу и особую притягательность работ художника.

В рамках выставки пройдет встреча с Вадимом Гущиным и Михаилом Сидлиным «Диалог критика и художника», а также лекция голландского издателя Маартена Шильта «Где найти издателя? Maarten Schilt в Москве», на которой будет презентована новая книга Вадима Гущина, вышедшая в этом году в издательстве Schilt Publishing.

Выставка продлится до 29 сентября.

By Наталья Боброва

error: Content is protected !!