Interview Russia: «Совесткое фото: с 1926 по 1997 год»

Центр фотографии имени братьев Люмьер отмечает свой пятилетний юбилей. По случаю организовали выставку, которая обещает проследить всю историю развития советской и российской фотографии сквозь призму журнала «Советское фото».

Журнал «Советское фото» просуществовал с 1926 по 1997 год и стал самым массовым в стране изданием о фотографии. Журнал был интересен не только профессионалам-фотографам, но и простым любителям. Даже во время жесткой государственной цензуры «Советскому фото» удалось остаться единственной площадкой для честной дискуссии о фотографии. Долгие годы издание выходило с подзаголовком «Журнал фоторепортажа и фотолюбительства», на его страницах появлялись фотографии всех ключевых фотографов эпохи.

Можно сказать, что официально история советского фото началась в 1931 году, когда открылась первая выставка группы «Октябрь» в Московском доме печати. Участниками группы были Александр Родченко, Дмитрий Дебабов, Борис Игнатович и другие сторонники авангардного конструктивизма, принадлежащие к левому крылу художественной фотографии того времени. Официальное название группы — «Всероссийское объединение работников новых видов художественного труда “Октябрь”».

Тогда же, в 1931 году, в противовес авангардным течениям в фотографии было создано Российское общество пролетарских фотографов (РОПФ). Инициативу создания РОПФ поддержали десять фотографов, среди которых были Семен Фридлянд, Макс Альперт, Яков Халип и Аркадий Шайхет. Эти фотографы были сторонниками реализма, отстраненного репортажа с акцентом на содержание. Они выступали за установление единого стиля пролетарского фото, а также резко критиковали левый формализм.

Во второй половине 1950-х годов свои позиции завоевывал фоторепортаж. Менялась фотографическая эстетика, фотографы отказывались от постановочных кадров. В культурной и общественной жизни заметную роль начинает играть фотолюбитель. В клубах и домах культуры оживилась работа кружков. Первое серьезное объединение фотолюбителей возникло в Ленинграде, при Выборгском дворце культуры — фотоклуб ВДК. Начиналось всеобщее увлечение жанровыми фотографиями.

Источник: Интервью Россия. Советское фото: с 1926 по 1997 год.

В 1961 году в Москве фотохудожники Георгий Сошальский и Александр Хлебников создали фотоклуб «Новатор». Его задумывали как «сообщество людей, которые хотели расти, не только меняясь рецептами проявителей, но в гораздо большей степени стремились к творческому общению, к совершенствованию эстетическому» — это из устава. В клуб принимали всех желающих, поэтому уже через год его численность достигла 300 человек. Клуб делился на секции, которые вели известные мастера. Борис Игнатович возглавлял секцию репортажа и жанра, Сергей Иванов-Аллилуев — секцию пейзажа, сам председатель Хлебников вел занятия по прикладной фотографии. Постепенно «Новатор» превратился в своего рода фотоуниверситет столицы.

Источник: Интервью Россия. Советское фото: с 1926 по 1997 год.

Нина Свиридова: «Мне кажется, что каждый фотожурналист, помимо работы над редакционным заданием, должен обязательно работать над собственной, особенно близкой ему темой. Для меня такой темой стало человеческое счастье. Я люблю в людях проявления оптимизма, радостное, светлое восприятие окружающего мира». («Советское Фото», 1974, № 3.)

Всеволод Тарасевич: «Герой снимка, ныне доктор физико-математических наук

В. В. Балашов, сам нашел ему название — “Поединок”. Снимок-символ (ученый на фоне исписанной доски) стал программой, заявкой».

Александр Родченко: «Про Халипа иные говорят: “Он художник, показывающий красивую жизнь”. Но эта похвала не особенно приятна. Другие называют Халипа фоторепортером, любящим показывать красивое, — это уже лучше. Если я взялся писать о Я. Халипе, то потому что в его работах есть несомненные достоинства — свежесть приемов, творческие поиски, а главное — будущее. Будущее всегда заманчиво». (Статья из рубрики «Молодые мастера», 1936, № 8.)

Николай Кулебякин: «Иногда кажется, что полученный результат совсем не тот, что ожидался. Но если подумать о том, что непредсказуемость результата — основополагающий элемент творческого процесса, то недостатки превращаются в достоинства. Необходимо только соотносить процесс творчества с личными ощущениями и следовать им…» (Статья «Закономерные условности», 1990, № 10.)

error: Content is protected !!