Жизнь Вивиан Майер точнее всего можно выразить словом репортаж. Репортаж длиною в жизнь, и не правы те, кто пишет, что это репортаж без заказчиков и зрителей. Заказчиком была она сама, а зрителями стали её потомки. Пусть и по воле случая.
Сама она считала фотографию своим хобби, но снимала по двести пленок в год. Не снимков, а пленок! Профессиональные фоторепортеры в то время снимали в два-три раза меньше. Вивьен же занималась этим исключительно для себя. Фотографии никому не показывала, будучи человеком, достаточно замкнутым. До сих пор о ней известно очень мало, и то со слов бывших воспитанников. Социалистка и феминистка, предпочитающая мужскую одежду, характер тяжелый, но с детьми прекрасно ладит, увлечения, помимо фото — кинематограф и театр. Вот и все.
Но почему же снимки какой-то американской няни наделали такой фурор при обнародовании, а сейчас удостаиваются персональных выставок по всему миру? Ответ сложно написать словами, гораздо проще его показать на фото Вивиан. Сходите на выставку, возьмите альбом, наберите запрос в интернете и увидите. Кадры завораживают. Ни одного постановочного. Концентрация жизненной силы, духа большого города, эмоций горожан просто зашкаливает.
Заглавным кадром московской выставки Майер лучше всего подходит снимок кресла, вот за что глаз цепляется и очень долго не может отцепиться. Снимок старого кресла, выставленного за ненадобностью на улицу и подожженного впоследствии какими-то хулиганами. На фото над ним дымок даже еще вьется. Так вот — моё описание кадра исчерпывающе. Больше на нем ничего нет. Но оторваться невозможно. Просто смотришь и не можешь отойти. Энергия, исходящая от него, ощущается физически. Для меня именно этот снимок заглавный в выставке. Думаю, что другие посетители будут заворожены не обязательно этим снимком, а, например, беспризорником, стоящим на голове или американским семейством, выстроившимся в ряд возле автомобиля, но уверен в одном — они точно будут заворожены.
Посмотреть фотовыставку можно в Центре фотографии им. братьев Люмьер до 27 октября.