Галерея Люмьер представляет выставку работ молодой голландской художницы Тамары Стофферс. Автор смело экспериментирует с техникой коллажа, комбинируя иллюстрации из найденных книг, открыток и газет эпохи СССР. Благодаря смешению несоизмеримых объектов общей культурно-исторической эпохи художница создает новые визуальные связи и смысловые ситуации, интересные зрителю. Выбранный автором принцип основан на ностальгическом чувстве о прошлом, которое никогда не было ей известно.
Советский Союз оставил богатое культурно-историческое наследие, тесно связанное с идеологией и пропагандой. Его визуальный язык вызывает ностальгию у одних и по-прежнему актуален для других. Особенно интересно, как иностранец понимает и интерпретирует советский мир, который кардинально отличается от мира, в котором он живет. «Когда я впервые нашла старую книгу об СССР, я была очарована сильным визуальным языком той эпохи, яркостью образов, а также их часто неожиданным контрастом. Мне открылся крайне сюрреалистичный непонятный для меня мир», – говорит Тамара Стофферс.
Интерес к наследию времён СССР зародился у неё после посещения выставки «Советский дизайн 1950-1980» (Роттердам, Нидерланды, 2015-2016). В экспозиции было представлено более 500 предметов: мебель, текстиль, бытовая техника и посуда, игрушки, рекламные плакаты, уникальные архивные материалы. Увиденное настолько вдохновило художницу, что она начала собирать всё, что было связано с эпохой СССР: от традиционных кукол, до расписных ложек, агитационных открыток и фигурок Ленина. Первой книгой в коллекции Стофферс стал альбом «Portrait of Moscow» (London: Paul Hamlyn, 1965). Его иллюстрации послужили основой для многих будущих коллажей Тамары.
Стофферс нравится разрушать сложившиеся советские образы, помещая их в новую среду внутри коллажа. Художница подходит к процессу создания своих работ как к игре и, оставляя зрителю свободу для интерпретаций, предлагает совместно стать её участником. В Нидерландах подобную игру назвали бы «щекоткой для воображения».