(Не)возможно увидеть: Северная Корея

«Фотография — это способ исследовать мир, в том числе недоступные его части. Она всегда выполняла эту функцию и даже сегодня, несмотря на возможности быстро преодолевать расстояния, мы многое узнаем только благодаря изображениям и сопутствующим текстам. Особенно это касается закрытых государств, доступ в которые ограничен или невозможен по политическим причинам. Но в результате образ складывается только благодаря медиа, зачастую мифологизируясь и Северная Корея, возможно, самый яркий такой пример. Сложность еще и в том, что, даже попав в страну, там практически невозможно снимать, за человеком с камерой постоянно следят. Поэтому авторы, решившиеся что-то сказать о КНДР через фотографию, вынуждены искать способы это сделать» — прокомментировала идею выставки главный куратор Центра фотографии им. братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская.

«(Не)возможно увидеть: Северная Корея» — это работы современных авторов, каждый из которых по-своему решал вопросы творчества в строго установленных рамках. В состав экспозиции вошли работы таких авторов как Вонг Гуофенг (Китай), Мартин Парр (Великобритания), Филипп Шансель (Франция), Элис Велинга (Нидерланды), Эрик Лаффорг (Франция), Мэтт Пэш (Великобритания), Матьяж Танчич (Словения), Оливер Уэйнрайт (Великобритания), Эддо Хартман (Нидерланды). Все они побывали в КНДР недавно, и каждый по-своему смог увидеть закрытое общество, акцентируясь на деталях, часто неуловимых невооруженным взглядом.

В кадр попадают, казалось бы, привычные вещи — архитектура, интерьеры, массовые празднества групповые и одиночные портреты, скрытая повседневность. Но через эти сюжеты авторы изучают темы массового и индивидуального, постановочного и реального, возможности монтажа, обращаются к темам застывшего времени и коммуникации между людьми.

В экспозицию также вошли фотографии, созданные в годы дружбы СССР и КНДР, когда фотография сыграла колоссальную роль в формировании идеологически выверенного образа «дружественной социалистической страны». Сочетание современных и архивных материалов, проявляющее сходства и различия в темах, сюжетах и способах показа, также ставит вопрос о границах фотографии и возможностях восприятия. «Такое сопоставление дает возможность показать, насколько разную роль может играть фотография в отношении идеологии. Работы современных авторов становятся своеобразной оптикой для репортажных серий и выявляют новые значения изображений» — считает куратор проекта Ольга Аннанурова.

Многие вошедшие в выставку серии были показаны в рамках персональных и сборных выставок ведущих музеях и галереях мира. В частности, работы Вонга Гуофенга были представлены в Художественном музее Сеула (SeMA) (Южная Корея), галерее De Sarthe в Пекине, Матьяжа Танчича — в Художественной галерее Pékin Fine Arts (Гонконг), Филиппа Шанселя и Элис Велинги — в рамках фотофестиваля Les Rencontres d’Arles (Арль, Франция), Эддо Хартмана — в музее фотографии Huis Marseille (Амстердам, Нидерланды) и Художественном музее Сеула (SeMA) (Южная Корея). Также работы Матиаса Танчича, Филиппа Шанселия и Элис Велинги вошли в состав групповой выставки «Перспективы Северной Кореи» в Музее современной фотографии при Колумбия Колледже (Чикаго, США).

error: Content is protected !!