Иконы 90-х

17.03.2011 — 22.05.2011

Продолжение проекта «Иконы 1960-80-х», которым открылся Центр фотографии имени братьев Люмьер. Успех премьерной выставки и заинтересованность в ней, которую проявляют российские музеи, в частности Русский музей, – вдохновляющий пример того, как высок сегодня интерес к нашему фотографическому наследию и серьезным выставочным проектам. Впечатляющая востребованность проекта 2010 года заставила нас продолжить в 2011-м.

«Иконы 90-х» – это наш субъективный и аполитичный взгляд на ту смутную и в то же время романтичную эпоху, когда все появилось впервые – первые ток-шоу и желтая пресса, четырехкилограммовые мобильные телефоны и малиновые пиджаки, первая телевизионная реклама и клипы, которые смотрели с не меньшим интересом, чем кино.

Проект «Иконы 90-х» – это более 300 работ ведущих российских фотографов, в основном в жанре репортажного портрета, который наиболее непосредственно и точно передает атмосферу эпохи и истинный характер его героев.

Известных людей тех лет, кумиров, которые сыграли немалую роль в судьбе России, оставили след в ее культуре, политике, науке, спорте, бизнесе.

Мы провели большую работу по исследованию архивов не только московских, но и петербургских фотографов. В итоге, на выставке представлены работы более 40 авторов.

Безопасное расстояние в двадцать лет, которое отделяет нас от лихих 90-х, помогло отобрать именно тех «икон» и тех авторов, которые вошли в историю страны, в нашу личную историю, и в историю искусства.

Фотографы 90-х – представители новой визуальной культуры, которая позволяет фотографии выйти за рамки репортажа или портрета. Фотография становится новым видом искусства, сочетающим реалистичность метода с авторским видением.

Возникает целое поколение фотографов, которые раскрылись именно в конце 80-х и в 90-е годы.

Появление “свободной” прессы повлекло возникновение новой фотожурналистики – более раскрепощенной и правдивой. В репортажных портретах Виктора Васенина чувствуется коммерсантовская школа, его фотографии Бориса Ельцина и Березовского, Ивана Демидова и Богдана Титомира лаконичны и беспристрастны.

Фотографии Владимира Веленгурина заразительно ироничны: прикрывшаяся сумочкой, обнаженная Дана Борисова на танке, Степашин со своим двойником в счетной палате, Мавроди на конспиративной квартире.

Интересны фотографии личной жизни политических игроков. Например, снимок «А.Собчак и дочь Ксения дома в Ленинграде» (1989) Льва Шерстенникова, чья репутация фотографа, вхожего в мир политической элиты 70-80—х годов, открывала для него двери политических лидеров 90-х.

Конечно, значительную часть выставки занимают фотографы андеграунда. Героями их портретных и жанровых снимков становились известные художники, артисты, звезды шоу-бизнеса.Борис Гребенщиков, Илья Кабаков, Виктор Цой, Жанна Агузарова, Сергей «Африка» Бугаев, Сергей Курехин.

Такой набор харизматичных личностей требовал посвященности в их среду. Знаменательно то, что в те годы нередко сами фотографы формировали эту среду. Например, летописец московского и ленинградского андеграунда Сергей Борисов, чья мастерская стала клубом, в котором выковывалась рок и арт культура. В 90-е фотограф – это наблюдатель, свой среди своих.

Именно поэтому фотографии Александра Забрина – хроникера джазовой тусовки, рок-фотографов Вилли Усова и Дмитрия Конрадта настолько атмосферны и так точно передают дух времени.

Времени, когда создавалась новая культура, политика, новая жизнь, которой мы живем последние 20 лет.

error: Content is protected !!