ИКОНЫ 1960–1980-Х

04.03.2010 — 19.05.2010

Собрание более трехсот фотографий актеров, режиссеров, писателей, ученых, спортсменов, теледикторов, известных всей стране и любимых зрителям и читателям в те годы. Многие из персонажей фотографий были кумирами миллионов, иконами стиля, как сказали бы мы сегодня. Их любили, ими восхищались, им подражали. Они были и героями своего времени, и его лицом. Именно поэтому, готовя этот проект, мы сделали акцент на репортажном портрете — жанре, что сохраняет непосредственную эмоциональность времени и выявляет неординарность и масштаб личности героев. Два года работы кураторов в архивах известнейших фотомастеров той эпохи помогли найти и выбрать поистине уникальный материал. Зачастую бесценный — с точки зрения исторической, и драгоценный — с точки зрения фотографической.

Среди представленных работ есть абсолютные раритеты — к примеру, никогда не публиковавшийся снимок композитора Дмитрия Шостаковича, снятый Владимиром Богдановым.

Фотографии, сделанные Игорем Гневашевым на съемках фильмов Леонида Гайдая, Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского или Никиты Михалкова, сегодня дают возможность почувствовать творческую атмосферу на площадке, увидеть мгновения импровизации, оценить напряженную сосредоточенность режиссерской работы. Так, среди жемчужин выставки — знаменитые фотографии Андрея Тарковского и Анатолия Солоницына, сделанные Игорем Гневашевым на съемках «Сталкера».

Многие из фотографов не только снимали элиту, но и сами принадлежали к ней. Как, например, Владимир Мусаэльян, личный фотограф Брежнева на протяжении тринадцати лет, или Юрий Кривоносов, благодаря которому зрители увидят раритетную съемку Аркадия Райкина в студии… Высококлассные профи, они были и незаурядными личностями, у которых складывались свои отношения со звездами.

О папарацци в СССР тогда знали только по фильму Феллини и по западным журналам, изредка попадавшим в страну. Но не только из-за «железного занавеса» настоящие мастера не обманывали доверия своих визави. Не потому, что им запрещала цензура. Просто их профессиональный кодекс был неотделим от этического. Уже в новые времена Владимир Мусаэльян однажды сказал: «Я доверием не торгую». И сегодня сохранившаяся съемка приватной жизни генсека или звезд кинематографа хранит дистанцию, подразумевающую уважение к человеку, который тебе доверился. Как ни странно, именно это свойство делает их работы не только захватывающе интересными, но и остро актуальными сегодня.