Игорь Савченко «О новом отношении к фотографии»

25.09.2013 — 10.11.2013

Фотограф Савченко – одна из ключевых фигур белорусского концептуального искусства и всего фотографического движения в Минске конца 1980-х — начала 1990-х годов. Независимый и самобытный, при этом органично вписывающийся в контекст мировой фотографии, Савченко хорошо известен за рубежом (подтверждение тому более двадцати персональных выставок в Европе и Америке, премия Kodak-Pathe Foundation, 1990). Работы фотографа находятся в самых престижных музейных коллекциях, таких как TheHasselbladCollection (Гётеборг, Швеция), FotomuseumWinterthur (Винтертур, Швейцария), MuseumofFineArts (Хьюстон, США) и многих других. Объемное собрание работ Савченко также находится в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге. Несмотря на это, в России творчество Игоря было представлено неоправданно мало, особенно на московских площадках.

Выставка «О новом отношении к фотографии» представит серии, созданные в период с 1989 по 2008 гг., каждая из которых — ступень взаимоотношений автора с реальностью, памятью и историей, с понятием фотографического, разработки фотографии как метода и идеи. Это серии «Невидимое» (1992-93), «Об изменившимся поведении солнечного света» (1996), «Комментированные ландшафты» (1994-95), «Мистерии» (1989-93), «Уникаты» (2008), «Фотографирование» (2008), а также самостоятельные тексты. Выставка станет историей концептуальных поисков Савченко, начавшихся с «чистой картинки» в 1980-х, за которой последовал комментарий (редукция визуального и обогащение нарратива текстом), постепенно разросшийся в работу с одним только текстом и декларированный отказ от фотографии в 1990-х. Однако в 2000-х Савченко вновь обращается к съемке, поиску альтернативных техник фиксации и экспонирования изображения.

В манифесте «О новом отношении к фотографии» Игорь Савченко пишет: «Причины назревающего кризиса ещё не выявлены, но они – в нас самих. Преследование «ускользающего» мгновения, концентрация на мгновении «решающем» не могли не вызвать ответной реакции». Фотограф, конечно, не объявляет конец фотографии. Это слишком просто. Он выступает критиком брессоновского «решающего момента». В работах Савченко момент оживает, расширяется — обретает понятие времени, становится трехмерным (запечатленное «событие» либо еще не произошло, либо связано с прошлым; мы знаем о нем, или догадываемся, но не видим). На фото только пространство. Само событие существует во времени – в виде текста или исторического подтекста.

«Овладеть миром в формате изображения – это означает заново ощутить нереальность и отдаленность реального» (С. Сонтаг, «О фотографии»). В мире, где обыватель давно мыслит, а значит, существует фотографически, где наполненность жизни исчисляется количеством удачных, прагматично остановленных «моментов», искренний экзистенциализм Савченко становится новым романтизмом.

error: Content is protected !!