Выставка «И это всё о ней...». Из коллекции советской фотографии Галереи Люмьер

30.04.2022 — 01.10.2022

Галерея Люмьер представляет новый выставочный проект «И это всё о ней…», посвящённый образу женщины в советской фотографии 1920-х – 1990-х годов. В экспозиции объединены пятьдесят лучших работ признанных мастеров репортажной, жанровой и уличной фотографии разных эпох, в каждую из которых сформировались свои идеалы и представления о женственности.

Посещение выставки возможно только с куратором Галереи Люмьер в рамках экскурсионной программы.

Работая над такими проектами, как: «Антология русской фотографии XX века» (с 2007), «Советское фото 60–80» (2008), «Московские истории. ХХ век» (2013); создавая ретроспективные выставки классиков отечественной фотографии на протяжении двадцати лет, мы постепенно подходили к воплощению этой идеи. Образ женщины – тема необъятная и достойная освещения в большем формате, чем одна экспозиция. Выставка «И это всё о ней…» не претендует на полноту отражения имён и направлений внутри концепции. Это возможность увидеть, как менялось воплощение женского образа в произведениях авторов разных поколений отечественной фотографии, собранных в коллекции Галереи Люмьер.

Период 1920-х – 1940-х годов в русской фотографии –  время бурного развития, появления новых пластических и эстетических форм, возникновения авангардного фотографического языка и одновременно превращения фотографии в идеологический инструмент. В работах классиков советской фотожурналистики этого периода: Аркадия Шайхета, Эммануила Евзерихина, Марка Маркова-Гринберга, Бориса Игнатовича, Александра Устинова и др. – можно проследить, как в течение десятилетий создавались и менялись образы «жены и матери», «боевой подруги», «труженицы», «физкультурницы», «хранительницы домашнего очага».

В 1950-х годах стиль фотографии мало отличался от предыдущего десятилетия, но с наступлением оттепели (особенно важен VI всемирный фестиваль молодёжи студентов, прошедший в Москве в 1957 году): в журналистку стали приходить новые авторы, зародилось движение клубной фотографии, постепенно стало меняться соотношение постановочной фотографии и живого репортажа. Сформировавшееся к 1960-м годам разделение на официальные тенденции и неофициальные творческие поиски сохранялось в фотографии до начала 1990-х годов.

Несмотря на то, что многие мастера, такие как Владимир Лагранж, Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский, Юрий Кривоносов, Владимир Степанов, Андрей Князев, Юрий Луньков и другие «шестидесятники», фотографии которых вошли в состав экспозиции, работали в один период, а многие из них – для одних и тех же агентств, каждый из этих авторов сумел преступить идеологические рамки своего времени и запечатлеть образ женщины в уникальной, свойственной только ему манере.

error: Content is protected !!