Десять папок Вячеслава Тарновецкого

14.03.2014 — 20.04.2014

Лучшие работы Вячеслава Тарновецкого были сделаны на любимую камеру автора – среднеформатную «Искру». В жестких границах квадратного кадра — родной город Черновцы (Украина), его жители, причудливая и минималистичная геометрия стен, заборов, мостовых. Тарновецкий особенно тонко чувствовал свет и форму. Снимая город, он не делал привычной документальной, street-фотографии. Технически съемка велась репортажно. Но литература исключалась. Событием становился разбитый сеткой Рабица солнечный свет, перекрестье крыш и заборов, особое соотношение длин стволов деревьев. Эти события — чисто фотографические. Лишенные нарратива, какого-либо социального комментария, работы удивляют своей глубиной; на первый взгляд простые, тривиальные сюжеты проработаны аналитически, они не теряют актуальности, застывают во времени.

Как писал Борис Савельев, фотограф и друг Тарновецкого, в его работах был «только чистый взгляд и чистая фиксация того, что он чувствует. Этим он очень сильно отличался от московской фотографии. А от украинской — тем более». Действительно, и киевская, и харьковская школы были иными. Первая считалась документальной, репортажной, вторая — прибегала к коллажу, манипуляциям, постановке, изобиловала концептами. Работы же Тарновецкого предлагают наблюдать не действие, но состояние, не различимое без акта фотографирования. Это можно назвать метафизической фотографией. Близким ему авторами были Александр Слюсарев, Борис Савельев, Сергей Лопатюк (вместе они образовали группу «Четырех», одноименная выставка которой состоялась 1978 году в Литве).

Тарновецкий работал много, ни дня не проходило без съемки. Делая серии, он складывал их по десяти разным папкам: «Светоносная тень», «Мимолетности», «Группировки», «Соцарт», «Растрирование», «Окна», «Городские натюрморты», «Империя», «Столбовое дворянство», «Двое». Эти папки стали для автора тематическими (и формальными) ориентирами, струнами, на которые нанизывались бесчисленные фотографические образы, композиции, состояния света, тени, формы. Но иногда одна и та же работа могла оказываться то в одной, то в другой папке, в зависимости от того, каких признаков в ней было больше, что казалось важнее: олимпийские кольца на ржавых воротах или, к примеру, резкая тень от створок тех же ворот …

Работы Тарновецкого часто появлялись в иностранных книгах о независимой фотографии в СССР («Another Russia», 1986, «Say Cheese!», Soviet Photography 1968-1988, «Changing Reality» 1991), но на родине и в России публиковались редко. Слишком сильно отличалось его эстетика от того, что можно было увидеть на страницах журнала «Советское фото». Лишь однажды четыре фотографии были напечатали в этом культовом журнале, в 1976 году. Сразу после этой публикации в редакцию журнала обратилась национальная библиотека Парижа с просьбой прислать работы Тарновецкого в коллекцию. Как вспоминает Борис Савельев, «тогда все это казалось фантастикой».

Вячеслав Тарновецкий родился в 1945 г. В городе Черновцы, Украина. Получил диплом физика-оптика в 1971 году. Преподавал на кафедре физики Черновицкого госуниверситета. Принимал участие в многочисленных фотовыставках. Первый глава Черновицкой областной организации Союза Фотохудожников Украины. Умер в 2002 году в г. Черновцы.

error: Content is protected !!