Эрвин Волков (1920-2003) родился в 1920 году, он был сыном петербурженки Надежды Волковой и немецкого солдата, плененного во время Первой мировой войны. В 1942 году он отчасти повторил судьбу отца, попав в советский плен и проведя в СССР шесть лет. После этого Волков был направлен в ГДР, где работал журналистом и фотографом на разные издания. В 1957 году по заданию восточногерманской газеты «Wochenpost» Эрвин Волков едет снимать масштабный репортаж о жизни в Советском Союзе. Еженедельно отсылая в редакцию серии фотографий, автор с командой проезжает на машине Мурманск, Красноярский край, Иркутскую область, Байкал, Дальний Восток, всю Волгу, Северный Кавказ, Грузию, Азербайджан, Абхазию, Черноморское побережье от Адлера до Новороссийска, Крым, Украину, Белоруссию.
Его путешествие общей длиной в десять лет превращается в литературные и фотографические путевые заметки о России (только так он называл СССР). Эти заметки близки жанру «фильма-путешествия», где дорога становится не только и не столько основным местом действия, но ключевым состоянием, формообразующим элементом. Эрвина Волкова, путешествующего за рулем автомобиля «Варбург», ожидали неожиданные приключения, судьбоносные встречи и новые спутники, одним из которых стал московский фотокорреспондент журнала «Огонёк» Юрий Кривоносов. Встреча с ним положила начало долгой дружбе, а спустя полвека именно благодаря Кривоносову стал известен архив фотографа Эрвина Волкова.
Фотографии Эрвина Волкова близки европейской традиции стрит-фотографии с присущей ей раскованностью, свободой в выборе сюжетов и выразительных средств. Знакомые сюжеты и события выглядят на его снимках совершенно иначе. В фотографиях Эрвина Волкова нет политического подтекста, обличительной интонации, явной или скрытой иронии, карикатурности советского быта. Его отношение к России и русскому человеку — глубоко личное. Во многом благодаря своему происхождению ему удалось запечатлеть поначалу мало знакомую ему страну изнутри.
В 2014 году в Центре фотографии им. Братьев Люмьер прошла выставка «Дорога Эрвина» на которой экспонировалось более шестидесяти черно-белых фотографий 1950-х–1960-х годов из вновь открытого архива автора.