Александр Устинов (1909-1995), известный мастер фоторепортажа, родился в 1909 году в Москве. После семилетки работал подмастерьем у слесаря, осветителем на кинофабрике, потом поступил в институт Кинематографии, проучился четыре года (именно в это время увлекся фотографией), но закончить его не удалось — надо было зарабатывать на жизнь.
В 1933 году молодой фотограф делает свою первую знаменитую фотографию «Курсанты на субботнике», снимки Устинова начинают появляться в газетах «Красный Воин», «Красная Звезда», в журнале «Огонек». Он становится фотокорреспондентом газеты «Красная Звезда».
В 1938 году он делает свой первый фоторепортаж о подготовке к дальнему перелету экипажа самолета «Родина» с отважными летчицами Валентиной Гризодубовой, Полиной Осипенко и Мариной Расковой. Так началась репортерская карьера Александра Устинова, он старательно фиксировал на пленку строительство Московского метрополитена, летчиков, штурмовавших Арктику, участников челюскинской эпопеи, финскую войну. В 1939 году он становится штатным фотокорреспондентом газеты «Красная звезда», а в июне 1941 года его принимают на работу в «Правду». В годы войны редкий номер «Правды» выходил без его снимков и репортажей. Его фронтовая биография, начавшаяся репортажем из Октябрьского райвоенкомата Москвы 23 июня 1941 года, продолжилась командировками на все фронты, где шли главные сражения войны, а закончилась снимками встречи с союзниками на Эльбе в апреле 1945 года и Дня Победы на Красной площади в Москве. На войне все приходилось делать самому – проявлять пленку, печатать фотографии, передавать их на «большую землю». Устинов возил с собой в вещмешке два проявочных бачка и две бутылки с растворами. Фотография 1943 года, где на фоне «эмки» и деревенских кур Устинов творит очередной фронтовой фоторепортаж – подтверждение нелегкой репортерской жизни
После войны фотограф вернулся в Правду, где и проработал 50 лет.
Александр Устинов находился в непосредственной близости к представителям нескольких поколений власти. В его архиве, наряду с официальными снимками портретов вождей, фотографий съездов и рабочих будней руководителей СССР, есть снимки, не предназначенные для публикации в те годы (фотография «Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев на съемках мюзикла на киностудии ХХ век Фокс», 1959)
Александр Устинов всегда был в движении, всегда в поисках темы, места и точки съемки. В качестве фотокорреспондента «Правды» он объездил всю страну и еще полмира. Он фотографировал летчиков и космонавтов, запечатлел писателей, ученых, артистов, рабочих и крестьян. Снимал все, что происходило в стране. «… Время — вот что более всего повышает ценность любой документальной фотографии, будь она газетной или в семейном альбоме. Главная ее ценность — свидетельство жизни людей…» — писал в своих воспоминаниях фотограф.