Игнатович Борис

Хотите купить фотографию?
gallery@lumiere.ru Или позвоните нам: +7 (903) 795 17 55 +7 (968) 451 40 19
Об авторе

Борис Игнатович (1899-1979) родился в 1899 году в городе Слуцке (Белоруссия). Он учился сначала в Лодзи (Польша), а затем в гимназии Луганска (Украина). В 1918 году он закончил с серебряной медалью гимназию в Петрограде и возвратился в Луганск, где работал журналистом в газете «Северодонецкий коммунист», а в 1919 году вступил в ряды РКП(б) и стал заведовать областным отделом РОСТА в Стерлитамаке. Таким образом, в фотографию Игнатович пришел уже будучи профессиональным журналистом. Свои первые фотографии он сделал еще в 1923 году фотоаппаратом «Кодак». Позднее он снимал знаменитой «Лейкой», а иногда и масштабной деревянной камерой ХIХ века.

Игнатович стал одним из первых, кто разрабатывал новый язык авангардной фотографии. Его самые узнаваемые фотографии 1920-1930-х годов фиксировали новый городской быт, строительство, промышленное производство и жизнь «новых людей». Сами темы требовали другого подхода к съемке. Характерные приемы, которыми он пользовался — резкие ракурсы, игра с масштабом, диагональное построение кадра. Вместе с Александром Родченко Игнатович руководил фотосекцией группы «Октябрь» и работал в знаменитом журнале «СССР на стройке».

Борис Игнатович стал одним из пионеров аэросъемки (Серия фотографий, созданная в 1933 г. В Ленинграде). Специально для этого ему был предоставлен аэроплан Р-5, которым управлял пилот-фотолюбитель. Съемка велась с минимально возможной высоты на «Лейку» с широкоугольным объективом. По сути, все снимки были сделаны с не предназначенного для этого самолета и без использования специальной техники (фотографии «Исаакиевский собор» и «Вид на Казанский собор» 1931 г.).

В конце 1930-х годов, когда Игнатовича, как и многих других его коллег, обвинили в «мелкобуржуазном эстетизме» и формализме, его фотографии на некоторое время исчезли со страниц журналов и газет. Он не бросил снимать, но стал снимать по-другому, обращался к более ранним визуальным приемам, традициям русского академизма, передвижничества и пикториальной фотографии.

В годы войны Борис Игнатович работал военным фотокорреспондентом газеты «Боевое Знамя» на Калининском фронте. В его репортажах можно увидеть как сцены сражений, так и зарисовки быта, групповые и персональные портреты. В 1945-1950 годах он продолжал числиться в студии имени М.Б. Грекова военным фотографом, но одновременно снимал пейзажи и другие мирные сюжеты, в том числе у себя на родине, в Украине. В 1948 году в Центральном Доме Работников Искусства впервые с успехом прошла выставка Игнатовича «Пейзажи моей Родины».

Начиная с 1950-х годов, Игнатович менял и совмещал множество работ. Он был фотокорреспондентом издательства «Правда» и журнала «Огонек», фотохудожником издательства «Изогиз», литературным сотрудником «Советского фото», а также вел секцию фоторепортажа в крупнейшем фотоклубе страны «Новатор». Его фотографии участвовали во многих групповых выставках, а в 1969 году Московской организацией Союза журналистов СССР была организована юбилейная выставка к 70-летию мастера, которая прошла в Центральном Доме журналиста.

Общий объем архива Бориса Игнатовича насчитывает не одну сотню тысяч фотографий, его работы входят во многие музейные собрания России и мира.

Избранные выставки

2019
Борис Игнатович. В рамках программы «Классики российской фотографии». Мультимедиа Арт Музей, Москва, Россия

2018
The Soviet Century: Russian Photography from the Lafuente Archive (1917-1972), PhotoEspaña18, Мадрид, Испания
Pendulum. Moving Goods, Moving People. Images from the MAST Foundation’s Collection, MAST Foundation, Болонья, Италия
ROSSART, Photobastei, Цюрих, Швейцария

2017
«Революция людей», Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва

2016
«Поцелуй», Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва

2015
The Power of Pictures: Early Soviet Photography, Early Soviet Film, Еврейский музей, Нью-Йорк, США
We Must Tear the Veil from Our Eyes. Photographs and Drawings of the Russian Avant-Garde from the Collection of the Sepherot Foundation, музей Kunstmuseum Bochum, Бохум, Германия
«PROзавод», Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва
«Советское Фото», Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва
РОСФОТО. 15 лет. Открытая коллекция, Росфото, Санкт-Петербург

2014
XVII Encuentros Abiertos, Festival de la Luz 2014, Fundacion Luz Austral, Буэнос-Айрес, Аргентина

2013
«Советское фото», РОСФОТО, Санкт-Петербург, Россия
«Приглашение к обеду. Поваренная книга Русского музея», Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

2012
«Россия. ХХ век в фотографиях. 1918-1940», Мультимедиа Арт Музей, Москва, Россия
«МЫ. Люди страны. Лучшие фотографии XX века», Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва
«Коллекция Фотогалереи имени братьев Люмьер. Юбилейная выставка», Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва

2011
«Эпоха оптимизма. Искусство и пропаганда в советской фотографии 1920-1940-х годов», РОСФОТО, Санкт-Петербург, Россия

2009

Political Images: Soviet Photographs 1918-1941, Музей Людвига, Кельн, Германия

2006
Kunst im Auftrag, Германо-российский музей «Берлин-Карлсхорст», Берлин, Германия
Персональная выставка Бориса Игнатовича. Галерея имени братьев Люмьер. ЦДХ, Москва

2004
Fotografie der Russischen Avantgarde aus der Sammlung Ludwig — Alexander Rodtschenko und Zeitgenossen, Музей Сюрмонда — Людвига, Аахен, Германия
Sowjetische Fotografie der 1920er und 1930er Jahre. Von Piktoralismus und Modernismus zum Sozialistischen Realismus, Музей фотографии, Винтертур, Швейцария
«Фотоэстафета: от Родченко до наших дней», Мультимедиа Арт Музей, Москва, Россия

2003
«Сезоны русской фотографии», Palazzo Arese Borromeo, Италия
Russische Tafelrunde, Russisches Haus der Wissenschaft und Kultur, Берлин, Германия

error: Content is protected !!