Яков Халип (1908-1980) родился в Петербурге, в семье музыкантов. Его первая публикация в журнале «Огонек» — фотография «Набережная Москва-реки ночью» — состоялась уже в 1926 году. Еще через два года Халип становится участником выставки «10 лет советской фотографии» и получает диплом за портретную серию актеров. Вскоре его фотографии начинают публиковать журналы «Кино и жизнь» и «Советское фото». Параллельно он учится на операторском факультете ВГИКа и работает ассистентом оператора. Большое влияние на Халипа оказали Борис Барнет и Сергей Эйзенштейн, с которыми он работал на Московской киностудии. На первой знаковой картине, где Халип работал ассистентом, художником-постановщиком, фотографом был Александр Родченко, методы работы которого и послужили важным образцом для молодого фотографа.
В 1930-м году Яков Халип приходит в знаменитый журнал «СССР на стройке», где работает вместе с такими мастерами, как Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Семен Фридлянд и Георгий Петрусов. Вскоре он сам становится одним из ведущих репортеров издания. Там же происходит второе знакомство с Александром Родченко, которого Халип считал своим наставником. В 1936 году Якова Халипа приглашают на работу в журнал «Интурист».
В том же году начинается работа над фотоальбомом «Красная Армия». Именно для этого альбома Халип создает одну из своих самых известных фотографий «В дозоре» (1936). Идея фотографии появилась в мастерской Родченко во время работы над макетом. Это классический случай постановки: для съемки плотники смастерили специальную лестницу, чтобы Халип смог снять жерло пушки на нужном расстоянии, капитан позировал, встав на небольшое возвышение, а сигнальщик подавал сигналы линкору, чтобы он подошел именно туда, куда требуется фотографу.
В 1938 г. Яков Халип оказался в составе спасательной экспедиции в качестве официального фотокорреспондента агентства «Союзфото». Его снимками героев-папанинцев восхищалась вся страна. После того как кадры, запечатлевшие эпопею по спасению экипажа полярной станции, разлетелись на открытки по всему Союзу, в содружестве с Александром Родченко был сделан фотоальбом. Драматические и героические моменты истории покорения вскоре стали классикой советской и мировой фотографии.
В военной и послевоенной биографии Якова Халипа есть много других историй. Его работы знакомы всем, кто через фотографию соприкасался с историей России ХХ века, Второй мировой войны и послевоенного времени. Фотографируя для газет, журналов и книг, Яков Халип всегда сохранял авторский взгляд, выдерживая тонкую грань между искусством и политикой.