Выставка «Иконы 90-х» - это продолжение проекта «Иконы 1960-80-х», которым открылсяЦентр фотографии имени братьев Люмьер год
назад. Успех премьерной выставки и заинтересованность в ней, которую
проявляют российские музеи, в частности Русский музей, - вдохновляющий
пример того, как высок сегодня интерес к нашему фотографическому
наследию и серьезным выставочным проектам. Впечатляющая востребованность проекта 2010 года заставила нас продолжить в 2011-м.
«Иконы
90-х» - это наш субъективный и аполитичный взгляд на ту смутную и в то
же время романтичную эпоху, когда все появилось впервые – первые
ток-шоу и желтая пресса, четырехкилограммовые мобильные телефоны и
малиновые пиджаки, первая телевизионная реклама и клипы, которые
смотрели с не меньшим интересом, чем кино.
Проект «Иконы 90-х» -
это более 300 работ ведущих российских фотографов, в основном в жанре
репортажного портрета, который наиболее непосредственно и точно передает
атмосферу эпохи и истинный характер его героев.
Известных людей тех
лет, кумиров, которые сыграли немалую роль в судьбе России, оставили
след в ее культуре, политике, науке, спорте, бизнесе.
Мы
провели большую работу по исследованию архивов не только московских, но
и петербургских фотографов. В итоге, на выставке представлены работы
более 40 авторов.
Безопасное
расстояние в двадцать лет, которое отделяет нас от лихих 90-х, помогло
отобрать именно тех «икон» и тех авторов, которые вошли в историю
страны, в нашу личную историю, и в историю искусства.
Фотографы
90-х – представители новой визуальной культуры, которая позволяет
фотографии выйти за рамки репортажа или портрета. Фотография
становится новым видом искусства, сочетающим реалистичность метода с
авторским видением.
Возникает целое поколение фотографов, которые
раскрылись именно в конце 80-х и в 90-е годы.
Появление
" свободной" прессы повлекло возникновение новой фотожурналистики -
более раскрепощенной и правдивой. В репортажных портретах Виктора
Васенина чувствуется коммерсантовская школа, его фотографии Бориса
Ельцина и Березовского, Ивана Демидова и Богдана Титомира лаконичны и
беспристрастны.
Фотографии Владимира Веленгурина заразительно ироничны:
прикрывшаяся сумочкой, обнаженная Дана Борисова на танке, Степашин со
своим двойником в счетной палате, Мавроди на конспиративной квартире.
Интересны
фотографии личной жизни политических игроков. Например, снимок
«А.Собчак и дочь Ксения дома в Ленинграде» (1989) Льва Шерстенникова,
чья репутация фотографа, вхожего в мир политической элиты 70-80—х годов,
открывала для него двери политических лидеров 90-х.
Конечно,
значительную часть выставки занимают фотографы андеграунда. Героями
их портретных и жанровых снимков становились известные художники,
артисты, звезды шоу-бизнеса.Борис Гребенщиков, Илья Кабаков, Виктор Цой,
Жанна Агузарова, Сергей «Африка» Бугаев, Сергей Курехин.
Такой набор
харизматичных личностей требовал посвященности в их среду. Знаменательно
то, что в те годы нередко сами фотографы формировали эту среду.
Например, летописец московского и ленинградского андеграунда Сергей
Борисов, чья мастерская стала клубом, в котором выковывалась рок и арт
культура. В 90-е фотограф – это наблюдатель, свой среди своих.
Именно
поэтому фотографии Александра Забрина – хроникера джазовой тусовки,
рок-фотографов Вилли Усова и Дмитрия Конрадта настолько атмосферны и так
точно передают дух времени.
Времени, когда создавалась новая культура,
политика, новая жизнь, которой мы живем последние 20 лет.