Прошлое оживает в нашей памяти с помощью старых
фотографий. Образ каждого десятилетия минувшего века мы всякий раз
восстанавливаем по трем-четырем сюжетам, навсегда врезавшимся в память
как своеобразные "знаки" эпохи, говорящие сами за себя.
Принимая
их за объективный портрет времени, мы почти не задумываемся над тем,
что за каждым кадром стоял человек, чьему уникальному взгляду и
мастерству мы обязаны нашей воссозданной памятью. Одним из таких
мастеров живой истории, запечатленной на фотопленке, был Эммануил Ноевич
Евзерихин (1911-1984).
С пятнадцати лет Э. Н. Евзерихин работал
внештатным фотокорреспондентом "Пресс-клише ТАСС", а уже в двадцать три
стал регулярно освещать политические конгрессы и съезды, фотографируя
кремлевскую элиту. Сделанные им снимки украшали передовицы ведущих
советских газет и журналов 30-х годов, однако диапазон его творчества
был гораздо шире официальной политической хроники.
|
Еще фото (1)
Название: Выставка Эммануила Евзерихина (1911-1984) ВРЕМЯ ПАРАДОВ
Бесчисленное
количество фотографий были посвящены спортивным парадам и массовым
праздникам, строительству Москвы 1930-х годов, советским арктическим
экспедициям, репортажам из разных уголков страны,- одним словом, всему
главному, чем жила эпоха.
Многие его кадры стали
хрестоматийными. Отдельного внимания заслуживает его военная серия. В
качестве военкора капитан Евзерихин прошел всю войну, участвуя в обороне
Сталинграда, в освобождении Ростова-на-Дону и Таганрога, во взятии
Кенигсберга. Его военные фотографии - не просто сухая информативная
сводка. Глубина переживания, сливаясь с подлинным талантом художника,
делала их настоящим эпосом во всем величии трагизма войны.
Одна
из самых сильных фотосерий военного периода - кадры обороны Сталинграда,
известны всем как классика военного фото, были многократно опубликованы
в периодике и в изданиях по истории фотографии.
На фоне
растущего интереса к старой фотографии и ее истории эту выставку можно
смело назвать уникальной, и причин тому несколько. Все фотографии
являются подлинными авторскими отпечатками в основном работы 1930-40-х
годов, хранившимися в личном архиве мастера. Во-вторых, наряду с широко
известными фотографиями зритель увидит и много нового - это канувшие в
лету репортажные снимки, неопубликованные работы, жанровые зарисовки,
сделанные "для себя" последним кадром.
И, наконец, главное
достоинство персональной выставки - то чудо, которое может постичь
каждый, вглядываясь в многообразие работ, когда сквозь зеркало эпохи
начинает проступать личность - реальный человек по ту сторону объектива.
|