Поддержите сайт lumiere.ru на конкурсе «Рейтинг Рунета»
Выставки

Персональная выставка Александра Устинова "Полет"



Довоенному малоизвестному периоду творчества фотографа Александра Устинова посвящается персональная выставка «Полет», которая пройдет в Фотогалерее имени братьев Люмьер с 17 по 31 октября 2006 года.

«...Судьба приписала меня к счастливому поколению людей, которым довелось родиться накануне грандиозных исторических событий в нашей стране.
Счастлив, что профессия фоторепортера дала мне возможность на протяжении почти полувека быть свидетелем славной истории моей Родины...»


Александр Васильевич Устинов (1909-1995), известный мастер фоторепортажа. Учился в Институте кинематографии. Именно в это время увлекся фотографией, купил себе «Фотокор», ходил с ним по Москве и снимал. Его снимки начинают появляться в газетах и журналах страны. В 1938 году он делает свой первый фоторепортаж о подготовке к дальнему перелету экипажа самолета «Родина». Так началась репортерская карьера Александра Устинова, он становится фотокорреспондентом газеты «Красная звезда», а затем «Правды».

Это было противоречивое время. Время репрессий и одновременно необыкновенного подъема самосознания, полета мысли и патриотизма. Кураторам галереи показалось интересным перелистать героические страницы нашего прошлого с помощью фотографического наследия Александра Устинова, который был очевидцем, а часто и участником этих событий.


Полет Самолета «Родина»

1938 год. Французская летчица Дюперон установила рекорд дальности полета для женщин - 4600 км. Осенью того же года трем советским летчицам - Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой предложили совершить полет на Дальний Восток. Командиром экипажа «Родина» была Валентина Гризодубова, летчица «от бога», дочь пилота и авиаконструктора, внучка прославленного генерала Плевны.

Самолет «Родина» был создан знаменитым авиаконструктором П.О.Сухим и являлся дальним бомбардировщиком ДБ-2 (АТН-37). Самолет идеально подходил для дальних перелетов.

Но почти сразу после вылета начались неприятности: попали в зону сплошной облачности, температура на борту упала до минус 35 градусов, отказала связь. После 22-х часов полета «вслепую» летчицы наконец увидели море. Задание было выполнено, но горючего осталось еще на 5 часов полета и Гризодубова решает лететь дальше: сажать самолет с полным баком нельзя. Только на 26 часу полета решено сажать самолет на брюхо на замерзшее заболоченное озеро. Командир приказала штурману Расковой покинуть самолет, она благополучно приземлилась на парашюте, но заблудилась и 10 дней блуждала по тайге в поисках «Родины». Экипаж самолета пробыл в воздухе 26 часов 29 минут и пролетел 5909 км, установив новый женский международный рекорд дальности полета.

Экспедиция на Северный полюс

опубликовать
Еще фото (1)
Название: Персональная выставка Александра Устинова "Полет"

21 мая 1937 года воздушная экспедиция под руководством О.Ю.Шмидта доставила в район Северного полюса четверых исследователей-полярников во главе с И.Папаниным и около 10 т. грузов для организации первой в мире научно-исследовательской станции «Северный полюс» (СП-1). Экспедиция Папанина провела на дрейфующей льдине 9 месяцев. Льдина с полярниками безостановочно дрейфовала от Северного полюса на юг и юго-запад, что позволяло провести наблюдения на протяжении 2500 км пройденного пути. Опасности подстерегали отважных исследователей: ледяное поле СП-1 постоянно сжималось, трещины превратили его в относительно небольшую льдину, скорость дрейфа льдины возросла, ее вынесло в Гренландское море, на льдину постоянно наведывались белые медведи. Несмотря ни на что программа исследований была выполнена. Научные и практические результаты превзошли самые оптимистические прогнозы. Правительство СССР направило четыре ледокольных парохода для их эвакуации. 19 февраля 1938 года мрак полярной ночи озарили прожектора ледоколов. Первая научно-исследовательская экспедиция на Северный полюс завершилась, ее участники были отправлены на Родину, где их ожидала восторженная встреча. Экспедиция СП-1 стала началом героической эпопеи изучения Арктики.

Строительство «Метро»

С 1917 по 1930 год население Москвы удвоилось и составляло почти 4 млн. человек. Постановление о начале строительства метрополитена было принято в июне 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б). Сроки пуска первой очереди были фантастическими и нереальными. Единственным средством достижения цели была пропаганда. Героизм рабочих романтизировался и восхвалялся во всех средствах массовой информации. На сооружение метро расходовался 21 % годового городского бюджета.

Для всеобщего пользования Московский метрополитен был открыт в мае 1935 года. Движение началось от станции «Сокольники». 13 станций - дворцов, залитых потоками света, раскрыли двери своих вестибюлей. Люди всю ночь стояли на улице, чтобы оказаться в числе первых пассажиров метро.

Физкультурное движение

В 20-30-е годы прошлого века впервые в истории государства спорт становится неотъемлемой частью жизни всего народа. Это был настоящий «физкультурный взрыв»: проводились различные пробеги, эстафеты и спартакиады, организовывались спортивные общества и спортивные клубы. Физическая культура и спорт становились органической частью советского образа жизни, что, по мнению партии и правительства должно было повысить производительность труда, снизить производственный брак и потери рабочего времени.

Нужно отметить, что серия спортивных фотографий А.Устинова никогда не публиковалась и не печаталась автором. Поэтому можно смело сказать, что это первое знакомство зрителей с данной темой.


Время, вот что более всего повышает ценность любой документальной фотографии. Фотографии А.В.Устинова отличает глубокая жизненная правда, достоверность и художественная цельность. В его снимках нет погони за внешним эффектом, стремления приукрасить действительность. Свидетельство жизни людей, сама жизнь - трудная, порой суровая, но прекрасная - вот главная их ценность.

Комментарии
Зарегистрируйтесь или пройдите авторизацию для того, чтобы добавлять комментарии.
Важно

Подписаться на:

экскурсии

новый год

Флэк

боуи