Довоенному малоизвестному периоду творчества фотографа Александра Устинова посвящается персональная выставка «Полет», которая пройдет в Фотогалерее имени братьев Люмьер с 17 по 31 октября 2006 года.
«...Судьба приписала меня к счастливому поколению людей, которым
довелось родиться накануне грандиозных исторических событий в нашей
стране. Счастлив, что профессия фоторепортера дала мне возможность на
протяжении почти полувека быть свидетелем славной истории моей
Родины...»
Александр Васильевич Устинов
(1909-1995), известный мастер фоторепортажа. Учился в Институте
кинематографии. Именно в это время увлекся фотографией, купил себе
«Фотокор», ходил с ним по Москве и снимал. Его снимки начинают
появляться в газетах и журналах страны. В 1938 году он делает свой
первый фоторепортаж о подготовке к дальнему перелету экипажа самолета
«Родина». Так началась репортерская карьера Александра Устинова, он
становится фотокорреспондентом газеты «Красная звезда», а затем
«Правды».
Это было противоречивое время. Время репрессий и
одновременно необыкновенного подъема самосознания, полета мысли и
патриотизма. Кураторам галереи показалось интересным перелистать
героические страницы нашего прошлого с помощью фотографического наследия
Александра Устинова, который был очевидцем, а часто и участником этих
событий.
Полет Самолета «Родина»
1938 год. Французская летчица Дюперон установила рекорд дальности полета для женщин - 4600 км. Осенью того же года трем советским летчицам - Валентине
Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой предложили совершить
полет на Дальний Восток. Командиром экипажа «Родина» была Валентина
Гризодубова, летчица «от бога», дочь пилота и авиаконструктора, внучка
прославленного генерала Плевны.
Самолет «Родина» был создан
знаменитым авиаконструктором П.О.Сухим и являлся дальним
бомбардировщиком ДБ-2 (АТН-37). Самолет идеально подходил для дальних
перелетов.
Но почти сразу после вылета начались неприятности:
попали в зону сплошной облачности, температура на борту упала до минус
35 градусов, отказала связь. После 22-х часов полета «вслепую» летчицы
наконец увидели море. Задание было выполнено, но горючего осталось еще
на 5 часов полета и Гризодубова решает лететь дальше: сажать самолет с
полным баком нельзя. Только на 26 часу полета решено сажать самолет на
брюхо на замерзшее заболоченное озеро. Командир приказала штурману
Расковой покинуть самолет, она благополучно приземлилась на парашюте,
но заблудилась и 10 дней блуждала по тайге в поисках «Родины». Экипаж
самолета пробыл в воздухе 26 часов 29 минут и пролетел 5909 км, установив новый женский международный рекорд дальности полета.
Название: Персональная выставка Александра Устинова "Полет"
21
мая 1937 года воздушная экспедиция под руководством О.Ю.Шмидта
доставила в район Северного полюса четверых исследователей-полярников
во главе с И.Папаниным и около 10 т. грузов для организации первой в
мире научно-исследовательской станции «Северный полюс» (СП-1).
Экспедиция Папанина провела на дрейфующей льдине 9 месяцев. Льдина с
полярниками безостановочно дрейфовала от Северного полюса на юг и
юго-запад, что позволяло провести наблюдения на протяжении 2500 км
пройденного пути. Опасности подстерегали отважных исследователей:
ледяное поле СП-1 постоянно сжималось, трещины превратили его в
относительно небольшую льдину, скорость дрейфа льдины возросла, ее
вынесло в Гренландское море, на льдину постоянно наведывались белые
медведи. Несмотря ни на что программа исследований была выполнена.
Научные и практические результаты превзошли самые оптимистические
прогнозы. Правительство СССР направило четыре ледокольных парохода для
их эвакуации. 19 февраля 1938 года мрак полярной ночи озарили
прожектора ледоколов. Первая научно-исследовательская экспедиция на
Северный полюс завершилась, ее участники были отправлены на Родину, где
их ожидала восторженная встреча. Экспедиция СП-1 стала началом
героической эпопеи изучения Арктики.
Строительство «Метро»
С
1917 по 1930 год население Москвы удвоилось и составляло почти 4 млн.
человек. Постановление о начале строительства метрополитена было принято
в июне 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б). Сроки пуска первой очереди были
фантастическими и нереальными. Единственным средством достижения цели
была пропаганда. Героизм рабочих романтизировался и восхвалялся во всех
средствах массовой информации. На сооружение метро расходовался 21 %
годового городского бюджета.
Для всеобщего пользования
Московский метрополитен был открыт в мае 1935 года. Движение началось
от станции «Сокольники». 13 станций - дворцов, залитых потоками света,
раскрыли двери своих вестибюлей. Люди всю ночь стояли на улице, чтобы
оказаться в числе первых пассажиров метро.
Физкультурное движение
В
20-30-е годы прошлого века впервые в истории государства спорт
становится неотъемлемой частью жизни всего народа. Это был настоящий
«физкультурный взрыв»: проводились различные пробеги, эстафеты и
спартакиады, организовывались спортивные общества и спортивные клубы.
Физическая культура и спорт становились органической частью советского
образа жизни, что, по мнению партии и правительства должно было
повысить производительность труда, снизить производственный брак и
потери рабочего времени.
Нужно отметить, что серия спортивных
фотографий А.Устинова никогда не публиковалась и не печаталась автором.
Поэтому можно смело сказать, что это первое знакомство зрителей с данной
темой.
Время, вот что более всего повышает ценность
любой документальной фотографии. Фотографии А.В.Устинова отличает
глубокая жизненная правда, достоверность и художественная цельность. В
его снимках нет погони за внешним эффектом, стремления приукрасить
действительность. Свидетельство жизни людей, сама жизнь - трудная, порой
суровая, но прекрасная - вот главная их ценность.
Центр фотографии открыт с 22 января. с 12.00 до 21.00 каждый день, кроме понедельника