Центр фотографии имени братьев Люмьер впервые открывает для российской публики имя выдающегося американского архитектурного фотографа XX века Эзры Столлера.
Выставка будет проходить с 20 сентября 2018 по 9 февраля 2019.
Музей Соломона
Гуггенхайма, музей американского искусства Уитни, небоскребы Манхеттена, терминал
авиакомпании TWA аэропорта им. Джона Кеннеди, знаменитый «Дом над водопадом»,
культовая постройка ХХ века – капелла Роншан и многие другие знаковые
архитектурные строения эпохи модернизма в объективе одного из самых влиятельных
архитектурных фотографов будут представлены на площадке Центра фотографии на
Красном Октябре.
Работы для выставки в
Москве были специально отобраны из архива Эзры Столлера. В экспозицию вошли
черно-белые фотографии общественных зданий, офисов и частных домов самого
начала его карьеры в конце 1930-х по 1970-е.
На протяжении многих лет Столлер
работал с пионерами современной американской архитектуры и самыми известными
представителями эпохи модернизма, такими как Фрэнк Ллойд Райт, Людвиг Мис ван
дер Роэ, Луис Кан, Ле Корбюзье, Пол Рудольф и Марсель Брейер.
Столлеризировано (Stollerized) – так архитекторы между собой
называли архитектуру, попавшую в объектив Эзры.
Получив начальное
архитектурное образование и окончив факультет индустриального дизайна
Нью-Йоркского университета, Столлер начал свою карьеру с фотографирования
архитектурных макетов своих сокурсников. Довольно быстро поняв, что в
фотографии он может добиться гораздо большего, чем в архитектуре он сделал
выбор в пользу двухмерного пространства.
Столлер много работал по
заказам журналов, архитектурных
компаний, мануфактур и больших корпораций. Его фотографии, опубликованные среди
прочего в журналах Architectural Record, Architectural Forum, Fortune и House
Beautiful, внесли весомый вклад в популяризацию нового направления.
Как пишет обладатель
«Пулитцеровской премии» американский архитектурный критик, писатель и колумнист
журнала The New Yorker Пол Голдбергер: “его фотографии без сомнения одни из
самых часто воспроизводимых. Они сыграли важную роль в формировании восприятия
общественностью того, что представляет собой современная архитектура”.
Хотя Столлер
позиционировал себя как коммерческий фотограф, художественные качества его
работ не вызывают сомнений и делают его влиятельной фигурой в истории
архитектурной фотографии. Уже в 1950 году его работы стали частью выставки
«Цветная фотография», куратором которой был Эдвард Стайхен, легендарный
директор отдела фотографии MOMA в Нью-Йорке. В этой выставке были также
представлены работы Энсела Адамса, Ричарда Аведона, Анри Картье-Брессона,
Роберта Капы и Эрвина Блюменфельда.
Эзра Столлер стал первым
фотографом, который в 1961 году получил золотую медаль Американского института
архитектуры, с формулировкой за «формирование нашего восприятия современной
архитектуры».
Фотографии автора хранятся
в коллекциях крупнейших музеев США, таких как Музей современного искусства (MOMA), Музей американского искусства Уитни в
Нью-Йорке, Музей изящных искусств Хьюстона, Музей современного искусства
Сан-Франциско.
В рамках выставки Центр
фотографии реализует обширную образовательную программу: лекции, дискуссии,
кинопоказы и регулярные кураторские экскурсии.
Приглашенный архитектор
выставки: Юлия Наполова, P.S. Culture.