Революция идей – революция людей!
В Москве, в Центре фотографии имени братьев Люмьер откроется фотовыставка «Революция людей», посвященная истории научных и производственных достижений страны с 1917 года.
В основе совместного
выставочного проекта Центра фотографии имени братьев Люмьер, благотворительного
фонда «Система» и Концерна РТИ лежат фотографии классиков советского фотоискусства,
видеосвидетельства и документальные материалы из закрытых архивов крупнейших
оборонных предприятий, которые будут впервые открыты широкой публике. В год празднования
100-летия Революции выставка показывает революционность идей и разработок в
области высоких технологий, радиотехники, микроэлектроники, авиации, тяжелой
промышленности, которые воплощались в жизнь силами ученых, инженеров и рабочих.
Человек всегда был наиболее интересной и неисчерпаемой темой
в искусстве. А образ человека труда был одним из ключевых образов в советской
фотографии, в котором находили отражение как духовные ценности отдельного
человека, так и идейные и социально-исторические установки каждой эпохи. Вслед
за героем менялся и взгляд на него фотографа, сам подход к съемке, творческий
метод. Таким образом, выставка также проследит ключевые вехи в развитии
искусства фотографии советского периода. Документальные материалы, в том числе фотографии
из архивов крупнейших промышленных предприятий, станут тематической опорой
экспозиции. История революционных идей и разработок в разных областях науки проступает
через документальные свидетельства и художественные образы ученых и рабочих.
Один из ключевых лозунгов Октябрьской Революции «Земли
крестьянам, заводы рабочим!» нашел отражение в революционной устремленности
образов рабочих 1920-30х годов в работах классиков советской фотографии А.
Шайхета, М. Прехнера, М. Маркова-Гринберга. В своих работах фотографы старались
отобразить стремительно меняющуюся страну с помощью собственных новаторских
приемов в области формы: обрывистых, ракурсных снимков нового индустриального
мира и его героев. Их фотографии показывали несгибаемость, волю и мужество людей
новой формации и буквально заражали зрителя верой в светлое будущее.
Военные репортажи Я. Халипа, А. Устинова, Н. Грановского и
многих других военных фоторепортеров, которые снимали на передовой, из окопов,
кабины самолетов, на оборонных предприятиях, явили яркий пример военного портрета,
который призывал к победе. Героями очерков В. Хухлаева конца 1940х - начала 1950х
годов становились люди, трудившиеся на стройках ново отстраивающихся городов и
заводов. Портреты этого периода отличались излишней нарочитостью и
постановочностью, но, тем не менее, заражали оптимизмом.
Оттепель приносит настроение свободы и новых надежд, а также
колоссальный прорыв в науке. В середине 1950х-1960х гг. фотографы Е. Халдей, В.
Лагранж, А. Хрупов, Я. Рюмкин, В. Куняев фокусируют свое внимание на «физиках и
лириках», отказываясь от инсценировки и излишнего пафоса в пользу личных
переживаний человека и живого репортажа. Экспозицию завершает независимая
социальная документалистика 1970-80-х годов группы «Трива» (В. Соколаев, В.
Воробьев).
Таким образом, через ключевые портреты, вошедшие в советскую
фотографическую классику, архивные материалы и знаковые вехи в истории страны проступает
образ человека, чьими силами творилась революция в науке и технологиях на
протяжении XX века.