Фотогалерея имени братьев Люмьер представляет юбилейную выставку Якова Халипа.
Фотогалерея имени братьев Люмьер представляет юбилейную выставку Якова Халипа.
Яков Николаевич Халип родился в 1908 году в Петербурге в
семье интеллигентов.
В 1926 году
его фотография
«Набережная Москва-реки ночью» впервые была
опубликована в журнале «Огонек». В 1928 году он уже принял участие в
выставке «10 лет Советской фотографии» и получил диплом за серию
портретов актеров. Его снимки постоянно печатаются в журналах «Кино и
жизнь» и «Советское фото».
В 1930 году он приходит в крупнейший иллюстрированный журнал «СССР на стройке» и к
середине 30-х годов
уже становится одним из ведущих фоторепортеров журнала.
В 1935 году Яков Халип вместе с Александром
Родченко работает над Альбомом, посвященном 20-летию Красной Армии и
Флота. В этот период он снимает свои наиболее известные фотографии
«Торпедные катера и гидросамолеты» («Квадрат 69»), «На страже»,
«Торпедист». Снимая сюжеты о Балтийском флоте,
Халип
делал и
совершенно мирные фотографии. Одна из них «Яхты в Финском заливе» принесла ему медали на международных фотосалонах.
В 1938 году Яков Халип становится
участником экспедиции по спасению
полярной станции СП-1 и с борта ледокола
посылает серию очерков, которые печатались в центральных газетах,
включая «Правду». В этом же году в числе членов экспедиции, он был
приглашен на прием в Кремль, где познакомился со Сталиным, который
разрешил фотографу снять его, фотография «Сталин среди героев-папанинцев» уже на следующий день появилась на страницах «Правды».
В
1941 году Якова Халипа назначают редактором журнала «СССР на стройке»,
но с началом Великой Отечественной войны издание журнала было
приостановлено. Яков Халип становится военным корреспондентом и
поступает в распоряжение редакции «Красной звезды» и Совинформбюро. В
эти суровые для страны годы,
он снимал на девяти фронтах -
в осажденных Одессе, Севастополе, Мурманске, Вязьме, Вильнюсе.
Название: Яков Халип Наследник русского авангарда Автор: Халип Яков
После войны у фотографа возникли трудности с трудоустройством: это было время борьбы с «космополитизмом».
Халип внештатно снимает для «Огонька», «Смены», как и многие фотографы, он работает
в фотоиздате
ВДНХ, берется за любую работу, вплоть до съемок видовых открыток. И только в 1954 году после смерти Сталина
приходит
в журнал «Советский Союз», который стал
преемником легендарного «СССР на стройке». В этом журнале фотограф
проработал до конца своей жизни.
Журнал из культового превратился в «глянец» - витрину «советского образа жизни» и Яков Халип, вместе с коллегами
освещает достижения социализма. Его фотографии стали полноправными документами эпохи.
В эти годы он исколесил всю страну, снимал
в разных концах России.
«Потепление» 1960-х отразилось и на работе
журнала «Советский союз». Начались поездки за границу. Так появились
фотографии, сделанные в Алжире («Встреча в пустыне»), Марокко
(«Восточный базар»), Италии (репортаж из Раппало о гонках старинных
автомобилей) и многие другие фотографии, которые можно увидеть на выставке.
Яков
Халип оставил громадный архив негативов и фотографий. Его работы сегодня
находятся
в коллекциях
многих музеев и фотогалерей
Европы и
Америки, постоянно появляются на международных аукционах.
К 100 летнему юбилею Якова Халипа Фотогалерея имени братьев Люмьер представляет коллекцию лучших фотографий автора,
который,
являясь прямым наследником русского авангарда, одним из основоположников стиля «сталинский ампир»
в фотографии,
внес огромный вклад в фотожурналистику и фотоискусство
страны.
Центр фотографии открыт с 22 января. с 12.00 до 21.00 каждый день, кроме понедельника