Юбилейная выставка Владимира Лагранжа «Так мы жили» собрала 200 фотографий, сделанные им за 50 лет работы. Эти фотоснимки словно машина времени переносят нас в наше прошлое.
Владимир Лагранж - фотограф оттепели - недолгого времени
надежды, которая оставила яркий след в судьбах людей, в литературе и
искусстве. Он приходит в профессию в счастливое время, когда теория
«решающего момента» Анри Картье Брессона начинает распространяться в
СССР и становится одним из неписанных правил съемки. Его фотография
"Голуби", увеличенная под размер стены участвует в выставке "Наша
молодость", проходившей в Парке Горького в 1962 году. Звонкое начало
творческой жизни. Практически вся экспозиция развертывается на фоне его
многометровой работы. Фотография выражает эмоцию эпохи, ее настроение -
на смену бронзовым статуям приходят молодые люди, не знавшие войны,
преисполненные радости жизни. Владимир Лагранж – лидер поколения в своей
профессии.
Он уже работает в Фотохронике ТАСС и впереди у него 25 лет работы в
«глянце» того времени, журнале "Советский Союз", за время работы в
котором, фотограф создал несколько тысяч снимков.
Владимир Лагранж снимал экономический, социальный и политический
репортаж, а получился портрет советского человека, летопись целого
поколения, по которой грядущие поколения будут узнавать человеческое
лицо ушедшего СССР.
Вся советская журналистика была основана на вмешательстве в
реальность, т.е. репортер активно взаимодействовал с теми, кого он
фотографировал. В начале 60-х годов идут дискуссии о роли автора и о
границах его вторжения в действительность. Традиционный для фотографии
подход был отброшен поколением «шестидесятых».Владимир Лагранж и
десятки других авторов входят в журналистику на «оттепельной» волне.
Новое поколение отказывается от штампов. Возникает новая иерархия
ценностей. Молодые преисполнены радости жизни, они ищут новые формы
выражения, они говорят на языке эмоций.
Название: Владимир Лагранж Так мы жили Автор: Лагранж Владимир
Владимир Лагранж одним из первых
заговорил на этом языке. Он использует все новые приемы — взгляд сквозь
стекло (фотография «Белаз на плато Расвумчерр»), игра масштабов,
ритмическая композиция - яркая черта языка фотографии шестидесятых. Он
снимает сталеваров сквозь искры пламени («Динамика труда»), грузчиков,
сквозь сыплющееся зерно («Страда»), рабочих, пробирающихся через снежную
бурю («Пинега. Пурга». Перед нами возникает — динамичный образ
поколения — еще одна яркая черта нового языка шестидесятых.
В развитии
этого языка Владимир Лагранж идет вровень с мировым развитием
фотографии. Еще одна из тенденций шестидесятых - нерезкие снимки
движения («Чаут») На фотографии передано движение как таковое. Кисть
размыта в движении, горы на заднем плане — как мутный силуэт, лицо тоже
ушло в нерезкость, но эмоциональное выражение момента так сильно, что
чаут летит прямо в лицо зрителю — из пространства кадра — в пространство
закадровое. Такие снимки с трудом проходили цензуру. Долгая работа в
«Советском союзе» вырабатывала опыт самоцензуры., он хорошо понимал то,
что не пойдет в печать и продолжал снимать «неходовые снимки» «в
стол».
На выставке можно увидеть типичные советские образы, по этим
снимкам можно реконструировать всю работу советской идеологии. У
Владимира Лагранжа можно найти и «чернуху» - то, что никогда не могло
появиться на страницах советской печати.
Мир советского человека был
разорван на две части. Одна часть - миф , вторая - повседневность, то
из чего состояла жизнь. Выставка Владимира Лагранжа «Так мы жили»
объединила обе этим части. Вечные русские темы, для которых фотограф
Владимир Лагранж нашел свои способы выражения.
Центр фотографии открыт с 22 января. с 12.00 до 21.00 каждый день, кроме понедельника