Поддержите сайт lumiere.ru на конкурсе «Рейтинг Рунета»
Выставки

Видения Виктора Колара. Чешское фото



Внимание, выставка продлена до 9 октября!

Центр фотографии имени братьев Люмьер при поддержке Чешского центра в Москве представляет выставку Виктора Колара – одного из наиболее влиятельных чешских фотографов второй половины XX века. В экспозиции будет представлено около шестидесяти авторских серебряно-желатиновых отпечатков. 

Виктор Колар родился в 1941 году в Остраве, в тринадцать лет начал фотографировать, а в двадцать три состоялась его первая выставка в местном музее. Увлечение фотографией передалось Виктору Колару от отца, талантливого режиссера документальных фильмов и главного фотографа Остравы. 

«Нет ничего сюрреальнее самой реальности» – это утверждение Брассая помогает увидеть множественные значения снимков Виктора Колара, снятых в послевоенной Остраве, где коммунистическое настоящее, раздвоенное на провозглашаемую утопию и повседневность, наследовало немецкой оккупации, недолговечной Чехословацкой республике и Австро-Венгерской империи. Виктор Колар фотографировал Остраву более полувека. В 1968 году, после ввода войск Организации Варшавского договора в Прагу, он эмигрировал в Канаду, но через пять лет вернулся, воспользовавшись амнистией для эмигрантов. 

Сильное влияние на фотографию оказали впечатления восемнадцатилетнего Колара от работы на угольных шахтах, которые с конца XVIII века составляли основу экономики и определяли облик Остравы. По мнению Колара, «боль и страдание, которые мы переживаем, иногда приводят к созданию лучших снимков. Невзгоды заставляют нас видеть то, что кажется незаметным, и разглядеть потенциал, казалось бы, ничем не примечательных предметов».

Многие работы Виктора Колара показывают его приверженность чешской школе фотографии. Способность улавливать состояние пространства, проявившаяся еще в снимках Остравы 1960-х гг., напоминает «эмоциональную фотографию» Яромира Функе 1930-х гг., фотографии собора Святого Вита Йозефа Судека 1920-х гг., документацию вмешательства авторитарного государства в нормальное течение жизни на улицах Праги сюрреалиста Эмилы Медковой 1950-60-х гг. 

Человек на снимках Виктора Колара становится не только объектом наблюдения, но и сопереживания. Точная передача эмоций увлекает его во время работы в эмиграции, где он снимал торговые центры Монреаля, общественные пространства и улицы Торонто, Ванкувера и Нью-Йорка, и сохраняется по возвращении в Остраву. Фотографии, сделанные Коларом на улицах родного города в 1970-80-х годах, рассказывают очень личные истории и одновременно передают общую атмосферу повседневности, сформированной искусственными нормами коммунистического режима, ценностным вакуумом, разочарованием в утопии и ожиданием перемен. В более поздних фотографиях независимой Чехословакии можно увидеть, как пришедшие на смену коммунистическим символам новые символы капитализма: гипермаркеты, дешевые рынки, и повсеместная реклама – контрастируют с опытом обывателей. Абсурд этих снимков отсылает к ранним работам Колара: как и несколько десятилетий назад фотограф стремится запечатлеть всю противоречивую сущность города. Как утверждает сам Виктор Колар: «Мне нужно относиться к новому порядку также реалистично, как и к старому. Сентиментальность нам не поможет». 

В 1991 году Виктор Колар был удостоен наградой фонда Mother Jones Fund. Персональные выставки Виктора Колара состоялись на фестивале фотографии в Братиславе (2011), в галерее Leica Gallery в Нью-Йорке (2002), Музее Д'Элизе в Лозанне (1998), Центре фотографии в Афинах (1997). В рамках групповых выставок его работы были показаны в Музее современной фотографии в Чикаго (2011), галерее Барбикан в Лондоне (2006), Чикагском институте искусств (2001), на фестивале Fotofest в Хьюстоне (1990), в Музее Людвига в Кельне (1990), галерее The Photographers’ Gallery в Лондоне (1985), на фестивале фотографии в Арле (1983). Фотографии Виктора Колара представлены в коллекциях Чикагского института искусств, Музея Виктории и Альберта в Лондоне, Международного Центра Фотографии в Нью-Йорке, Музея Людвига в Кельне, Европейского дома фотографии в Париже, Музея Д'Элизе в Лозанне.

опубликовать
Еще фото (5)
Название: Виктор Колар. Монреаль. В магазине на площади Бонавентура, 1972.jpg
Мероприятия в рамках выставки:
Мастер-класс Виктора Колара «Уникальное событие»
25.06. Авторская экскурсия по выставке "Видения Виктора Колара. Чешское фото"
02.07. Экскурсия по выставке "Видения Виктора Колара. Чешское фото"
13.07 Чешская фотография 1920-1930х годов. Фотографический модернизм и «новая вещественность»
20.07 Виктор Колар. Чешская школа документальной фотографии 1960-1990-х годов
27.07 Фотографическое образование в Чешской Республике 1990-2010-е
06.08. Экскурсия по выставке "Видения Виктора Колара. Чешское фото"
10.09. Экскурсия по выставке "Видения Виктора Колара. Чешское фото"
17.09. Экскурсия по выставке "Видения Виктора Колара. Чешское фото"
24.09. Экскурсия по выставке "Видения Виктора Колара. Чешское фото"
Партнеры
Комментарии
Конечно, уровень чешской и словацкой школы фотографии давно определён. Но блестящие МАСТЕРА этих стран способны на такие мощные ПРОРЫВЫ в фотоискусстве, что приходится отринуть прежние свои представления и по-новому взглянуть на фототворчество братьев-славян. Бережно храню альбом Йожефа Судека, наслаждаюсь его творчеством... Хотелось бы пополнить свою ФОТОтеку альбомом Виктора... Георгий13/06/2016 13:18
Зарегистрируйтесь или пройдите авторизацию для того, чтобы добавлять комментарии.
Подписаться на:

FAS

шатц