Фотогалерея имени братьев Люмьер представляет выставку Сергея Конюхова «Сто дней утопии».
Фотогалерея имени братьев Люмьер представляет выставку Сергея Конюхова «Сто дней утопии».
«Фото – это буквально эманация фотографируемого. От реального тела,
которое было там, отделились излучения, которые достигли меня, меня, который находится здесь; неважно, как долго длилась эта
передача; фото исчезнувшего существа прикасается ко мне, как запоздалые
лучи погасшей звезды…» Р. Барт «Светлая камера».
Фотопроект «Сто дней утопии» был задуман автором 4 года назад, когда
была создана первая фотография серии. Тема архитектуры – одна из
главных в творчестве фотографа, Интерес к этой теме возник у автора
со знакомства с умирающей, разрушающейся архитектурой, навеянной
увиденными ранее офортами венецианского архитектора и
художника-романтика Дж. Батт. Пиранезе, тема руин в творчестве
которого достигла вершины совершенства. Тема руин возникала у фотографа каждый раз во время созерцания
павильонов-дворцов «архитектурного ансамбля» ВДНХ, удивительного и по
содержанию и по форме. Задуманный во времена «коллективных
жертвоприношений» (1935 г.), как временные павильоны сроком всего на 100
дней, он претерпел неоднократные переделки и потери в последующие годы и
дошел до наших дней, увы, в плачевном состоянии. С большой натяжкой можно говорить об этом явлении (ВДНХ) как о большой и
серьезной профессиональной архитектуре. Спорные по своему качеству и
исполнению скульптуры рабочих и крестьянок, отлитые в бетоне и гипсовые
излишества в декоре павильонов отсылают нас к искусству Древнего
Рима. Попытка переплавить старые формы, вложить в них новое идейное
содержание («Москва — Третий Рим - четвертому не бывать») доведены до
полного абсурда в символике и геральдике власти. Обреченная на гибель
без надлежащего содержания, ныне находящаяся в руинистическом состоянии
«скульптура», несущая исключительно идеологическую, пропагандистскую
нагрузку, была изначально лишена красоты художественной формы. Что
может быть драматичней парящих над городом скульптур спортсменов,
доярок, героев ушедшей эпохи с торчащими кусками арматур. Подобно
химерам Собора Парижской богоматери исполненного средневекового
мистицизма, наши герои-стражи завораживают своей «потрясающей
интенсивностью молчания». Драматургия этого архитектурного ансамбля, порожденная противоречивым
временем 30-х годов прошлого столетия, как нельзя лучше передается
искусством фотографии. С одной стороны достоверность и подлинность
реального факта, с которым мы отождествляем фотографию, как явление, с
другой стороны драматургия «времени» фотографии превращает факт бытия в
«эманацию прошедшей реальности». Таким образом, образуются пары с тождественно наполненном драмой
содержанием: пафос сталинской архитектуры оборачивается голой
идеологией, лишенной всяческих намеков на искусство, обрекает ее
забвению и фотография, которая утверждает момент жизни и является
фактом скорее прошлого, чем настоящего. Кураторы Фотогалереи совместно с автором проекта отобрали и
представляют 14 фотографий из большого проекта, работа над которым
продолжается.
Сергей Конюхов родился в 1966г. в городе Ульяновске. В 1983 году
поступил в Московское Художественное Училище памяти 1905 года. В 1989 г.
окончил Московское Художественное Училище памяти 1905 года. Еще будучи
студентом, он начал участвовать в выставках как график, по окончании
училища вступил в молодежную секцию Союза Художников СССР. В 1997 году в
Германии Конюхов начинает работу над циклом Метаморфозы - фотография
становится для мастера самодостаточной частью его творчества и
воспринимается им как единственно возможное художественное средство для
реализации замысла. С 2004 года Фотогалерея имени братьев Люмьер
эксклюзивно представляет Сергея Конюхова на российском рынке
фотографии.