Проект «Руины будущего» это специальное событие в рамках большой выставки «PROзавод». Мультимедийная инсталляция музыканта и художника Святослава Пономарева, в которой задействовано 6 проекций и звук.
«Руины будущего» ― это мультимедийная инсталляция музыканта и художника Святослава Пономарева, в которой задействовано шесть проекций и звук, создающие эффект присутствия зрителя в исчезнувших навсегда цехах завода ЗИЛ.
Работа
погружает зрителя в рассыпающуюся на глазах величественную индустриальную
эпоху, постулируя полную смену мировоззренческих парадигм. «Смерть создала
время, чтобы вырастить то, что потом убьет».
Автор
воссоздает в галерейных залах атмосферу пришедшего в упадок завода
ЗИЛ; ― зону оставленного и разрушаемого в настоящий момент колоссального
производства, прежде обеспечивающего работой десятки тысяч человек. В нем не
осталось ничего ― это остановившееся у точки абсолютного нуля движение,
покрытое толстым слоем «лунной» пыли.
Утрата
объектом своих основных функций всегда наблюдается на гребне глобальных
перемен. Качественные перемены несут за собой разрушение ― упадок одного
необходим для прорастания нового. Завод разрушается поколением людей уже другой
идеологемы, других принципов существования. Руинизация старых смыслов
закономерно фиксируется и эстетизируется художниками новой
эпохи.
«Я полюбил их (руины) всей душой. Знаете,
как говорят о такой любви в Детройте? Ее называют "руинным порно". Европейцы специально приезжают в Детройт любоваться руинами
и получают от этого зрелища наслаждение, сопоставимое
с сексуальным. Но детройтцы говорят об этом без негативной
оценки, просто констатируют факт. И меня тоже привлекает зрелище чего-то ушедшего в прошлое, но оставившего след в настоящем. Такие виды
можно, впрочем, найти повсюду. Весь Рим состоит
из них». (Джим Джармуш).
В
проекте «Руины будущего» Пономарев ведет воображаемый диалог со знаменитым
итальянским археологом,архитектором и художником-графиком XVIII века Джованни Баттиста Пиранези. В
первую очередь, вторя его интересу к эстетике разрушения.«В классическом
мире Пиранези не столько привлекало величие созидания, сколько величие
разрушения. Его воображение было поражено не так делами рук человеческих, как
прикосновением к ним руки времени» (П. Муратов «Образы Италии»).
Пономарев
напрямую использует образы заката великой империи: проекции гравюр
разрушенного Рима дублируются зловещими остатками стен, крыш и колонн не так давно работающего завода. Сквозь фотографии проступают лики и тексты безвозвратно ушедшей эпохи, чертежи автомобильных «шедевров» советского
прошлого.
«Человеческий род стоит перед альтернативой: либо
окончательно стать рабами машин и послушными големами системы, либо бороться за
свою свободу, за свою жизнь, за своё будущее… final battle, в которой, по сути,
может быть только два исхода: либо мы их, либо они нас. (Тед Качинский. «Индустриальное
общество и его будущее»).
Звуковая
среда проекта состоит из отдельных фрагментов человеческих голосов,
индустриальных и бытовых шумов, музыкальных осколков в транслируемом видео
статических изображений завода.
Проект
«Руины будущего» это специальное событие в рамках большой выставки «PROзавод»,
открывающейся в Центре фотографии имени братьев Люмьер 15 января
2015 года. В рамках проекта планируется перформанс Святослава Пономарева.
(www.purba.ru)