Выставка лондонского фотографа Саши Гусова в Центре фотографии имени братьев Люмьер с 11 июня по 10 августа.
Что делает человечество, когда за ним никто не наблюдает? Оно старательно и
с упоением катится в пропасть. Разглядывая черно-белые снимки Гусова, все
больше уверяешься в мысли, что мир заслужил каждую секунду настигшего его в
очередной раз кризиса. Для того, чтобы эта истина предстала перед нами во всей
своей очевидности, фотограф упоенно работал последние 25 лет.
Cвою карьеру в мире фотографии Саша
начал с работы в лондонской фотомастерской, куда устроился вскоре после
переезда в Лондон из перестроечной Москвы в 1989 году. «В эту мастерскую, —
вспоминает Гусов, — отдавали свои работы самые крутые фэшн и прочие фотографы.
И я стал работать на проявке и печати черно-белых снимков. Там я перезнакомился со всеми знаменитостями. Стал
понемногу сам снимать».
В 1992 году на гастроли в Лондон
приехал Большой театр. Саша пробирается за кулисы и выпрашивает у маэстро
Григоровича разрешения поснимать. «Я перезнакомился со всеми звездами:
Гедиминас Таранда, Галина Степаненко, Сергей Филин… Каждый день я снимал
репетиции, спектакли, сидел с оркестром в яме, делал портреты, снимал вечеринки
в гостинице. У меня до сих пор хранится 400 пленок Большого. Уникальные кадры,
история, богатейший материал». С этими снимками Гусов пошел в British Journal Of
Photography.
Через месяц вышел журнал с Сашиными
снимками Большого. Эффект был потрясающим — он сразу получил работу от Royal Opera House, National
Ballet, Royal Court Theatre, Royal National Theatre и еще, и еще. Начал
заниматься портретами, снимал знаменитых актеров: Пирс Броснан, Гарри Олдмен,
Джуд Лоу, Мартин Шин, Эван МакГрегор, Мини Драйвер... Два года работал для Sotheby's.
Снимал коллекцию Джеки Онассис. Потом для Christie’s на аукционе платьев
принцессы Дианы в Нью-Йорке. Много работал для журналов: Cosmopolitan, Vogue, Harpers
& Queen, Conde Nast Traveller, Tatler...
Саша много путешествует по миру,
снимая все, что кажется ему интересным. Его снимки — своеобразное
антропологическое расследование сути современного человека. Кто мы, кем мы
стали, куда мы идем и как абсурдно мы при этом выглядим. Несмотря на всю
серьезность темы, в Сашином подходе к объекту съемки довольно много иронии и
доброго юмора. Гусов уверен, что человек не столько грешен или порочен, сколько
элементарно слаб. «У меня не было желания шокировать или пугать, – говорит
фотограф, – я бы тогда снимал трущобы и прочую жуть. Я хотел показать обычные
слабости обычных людей. Мы с вами живем в эру потребления. Вместо стен –
рекламные носители, вместо путешественников – туристы, вместо граждан –
покупатели, вместо праздников – распродажи, вместо духовного ориентира –
деньги».
Каждое Сашино путешествие заканчивается серией великолепных
фотографий, которые он, по возможности, оформляет в отдельную книгу. Так
появились книги Locusts (2008), Belarus. Terra Incognita (2010), Photographs
(2012). В 2011 году совместно с Королевским обществом Парков Гусов издал книгу
Royal Parks Of London, предисловие к которой написал мэр Лондона Борис Джонсон.
Азамат Цебоев
Куратор проекта: Катерина Ильина
КОМЕДИЯ НРАВОВ. Фотограф SashaGusov
11 июня — 10 августа, 2014
Центр фотографии имени братьев Люмьер
Москва, Болотная набережная, дом 3, стр. 1
Время работы: с 12.00 до 21.00 (понедельник — выходной)