Москва, Болотная наб.,
д. 3, стр.1, территория «Красный Октябрь»
«Мир не желает быть фотографируемым и его
разрушительное противостояние в этом нарастает» - этим категоричным, но в
то же время романтическим заявлением
открывается программный текст минского художника Игоря Савченко «О новом
отношении к фотографии» (1997). Именно этот художественный манифест дал
название первой персональной выставке Игоря Савченко в Москве в Центре
фотографии имени братьев Люмьер.
Фотограф
Савченко – одна из ключевых фигур белорусского концептуального искусства и
всего фотографического движения в Минске конца 1980-х - начала 1990-х годов.
Независимый и самобытный, при этом органично вписывающийся в контекст мировой
фотографии, Савченко хорошо известен за рубежом (подтверждение тому более
двадцати персональных выставок в Европе
и Америке, премия
Kodak-Pathe Foundation,
1990). Работы фотографа находятся в самых престижных
музейных коллекциях, таких как TheHasselbladCollection
(Гётеборг, Швеция), FotomuseumWinterthur
(Винтертур, Швейцария),
MuseumofFineArts
(Хьюстон, США) и многих других. Объемное собрание работ Савченко также находится
в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге. Несмотря на это, в России
творчество Игоря было представлено неоправданно мало, особенно на московских
площадках.
Выставка «О
новом отношении к фотографии» представит серии, созданные в период с 1989
по 2008 гг., каждая из которых - ступень
взаимоотношений автора с реальностью, памятью и историей, с понятием
фотографического, разработки фотографии как метода и идеи. Это серии
«Невидимое» (1992-93), «Об изменившимся поведении солнечного света» (1996),
«Комментированные ландшафты» (1994-95), «Мистерии» (1989-93), «Уникаты» (2008),
«Фотографирование» (2008), а также самостоятельные тексты. Выставка станет историей концептуальных
поисков Савченко, начавшихся с «чистой картинки» в 1980-х, за которой последовал комментарий
(редукция визуального и обогащение нарратива текстом), постепенно разросшийся в
работу с одним только текстом и декларированный отказ от фотографии в 1990-х.
Однако в 2000-х Савченко вновь обращается к съемке, поиску
альтернативных техник
фиксации и экспонирования изображения.
В манифесте «О
новом отношении к фотографии» Игорь Савченко пишет: «Причины назревающего кризиса ещё не выявлены, но они – в нас самих. Преследование
«ускользающего» мгновения, концентрация на мгновении «решающем» не могли не
вызвать ответной реакции». Фотограф, конечно, не
объявляет конец фотографии. Это слишком просто. Он выступает критиком
брессоновского «решающего момента». В работах Савченко момент оживает, расширяется
- обретает понятие времени, становится трехмерным (запечатленное «событие» либо
еще не произошло, либо связано с прошлым; мы знаем о нем, или догадываемся, но
не видим). На фото только пространство. Само событие существует во времени – в
виде текста или исторического подтекста.
«Овладеть миром в формате изображения – это
означает заново ощутить нереальность и отдаленность реального» (С. Сонтаг, «О
фотографии»). В мире, где обыватель давно мыслит, а значит, существует фотографически,
где наполненность жизни исчисляется количеством удачных, прагматично
остановленных «моментов», искренний экзистенциализм Савченко становится новым романтизмом.
Центр фотографии открыт с 22 января. с 12.00 до 21.00 каждый день, кроме понедельника