Поддержите сайт lumiere.ru на конкурсе «Рейтинг Рунета»
Выставки

Игорь Савченко «О новом отношении к фотографии»



25 сентября – 10 ноября 2013 года

Центр фотографии имени братьев Люмьер

Москва, Болотная наб., д. 3, стр.1, территория «Красный Октябрь»

 

«Мир не желает быть фотографируемым и его разрушительное противостояние в этом нарастает» - этим категоричным, но в то же время романтическим  заявлением открывается  программный текст  минского художника Игоря Савченко «О новом отношении к фотографии» (1997). Именно этот художественный манифест дал название первой персональной выставке Игоря Савченко в Москве в Центре фотографии имени братьев Люмьер.

опубликовать
Еще фото (7)
Название:
Автор: Игорь Савченко
Мероприятия в рамках выставки:
PhotoСреда. Встреча с Игорем Савченко. Диалоги о фотографии. С участием Ирины Чмырёвой.

Фотограф Савченко – одна из ключевых фигур белорусского концептуального искусства и всего фотографического движения в Минске конца 1980-х - начала 1990-х годов. Независимый и самобытный, при этом органично вписывающийся в контекст мировой фотографии, Савченко хорошо известен за рубежом (подтверждение тому более двадцати  персональных выставок в Европе и Америке, премия Kodak-Pathe Foundation, 1990).  Работы фотографа находятся в самых престижных музейных коллекциях, таких как TheHasselbladCollection (Гётеборг, Швеция), FotomuseumWinterthur (Винтертур, Швейцария), MuseumofFineArts (Хьюстон, США) и многих других. Объемное собрание работ Савченко также находится в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге. Несмотря на это, в России творчество Игоря было представлено неоправданно мало, особенно на московских площадках.

Выставка  «О новом отношении к фотографии» представит серии, созданные в период с 1989 по 2008 гг., каждая из которых -  ступень взаимоотношений автора с реальностью, памятью и историей, с понятием фотографического, разработки фотографии как метода и идеи. Это серии «Невидимое» (1992-93), «Об изменившимся поведении солнечного света» (1996), «Комментированные ландшафты» (1994-95), «Мистерии» (1989-93), «Уникаты» (2008), «Фотографирование» (2008), а также самостоятельные тексты.  Выставка станет историей концептуальных поисков Савченко,   начавшихся с  «чистой картинки»  в 1980-х, за которой последовал комментарий (редукция визуального и обогащение нарратива текстом), постепенно разросшийся в работу с одним только текстом и декларированный отказ от фотографии в 1990-х. Однако в 2000-х Савченко вновь обращается к съемке,  поиску  альтернативных  техник фиксации  и экспонирования изображения.

В манифесте «О новом отношении к фотографии» Игорь Савченко пишет: «Причины назревающего кризиса ещё не выявлены, но они – в нас самих. Преследование «ускользающего» мгновения, концентрация на мгновении «решающем» не могли не вызвать ответной реакции». Фотограф, конечно, не объявляет конец фотографии. Это слишком просто. Он выступает критиком брессоновского «решающего момента». В работах Савченко момент оживает, расширяется - обретает понятие времени, становится трехмерным (запечатленное «событие» либо еще не произошло, либо связано с прошлым; мы знаем о нем, или догадываемся, но не видим). На фото только пространство. Само событие существует во времени – в виде текста или исторического подтекста.

 «Овладеть миром в формате изображения – это означает заново ощутить нереальность и отдаленность реального» (С. Сонтаг, «О фотографии»). В мире, где обыватель давно мыслит, а значит, существует фотографически, где наполненность жизни исчисляется количеством удачных, прагматично остановленных  «моментов», искренний  экзистенциализм  Савченко становится новым романтизмом. 

Комментарии
Зарегистрируйтесь или пройдите авторизацию для того, чтобы добавлять комментарии.
Важно

19 апреля Центр фотографии закрыт!


фестиваль

портфолио

икуру

Дуглас Киркланд