«Синтез прекрасного» – так называлась статья о творчестве фотографа, который одним из первых сумел заложить основы научно-художественной фотографии.
«Синтез прекрасного» – так называлась статья о
творчестве фотографа, который одним из первых сумел заложить основы
научно-художественной фотографии. «Наука – это Хорунжий» - говорили коллеги. Его снимки «Сейсмологи»,
1958г., (диплом на Всесоюзной выставке и на «Bifoto» ГДР), «На путях
семилетки», 1960 г. (Золотая медаль, Белград), фотографии
синхрофазатрона в Дубне, телескопов и антенн явились олицетворением
эпохи «физиков и лириков». Не менее популярным оказался снимок с прозаическим названием «Новая
квартира» (1960). Он стал поводом одновременно для политического разноса
и «семейного скандала». Вслед за поэтом Маяковским, который в «Рассказе
о вселении литейщика Ивана Козырева в новую квартиру» воспел
«прохладный дождик-душ из дырчатой железной тучки», фотограф тоже
сосредоточился на душе. Но вместо литейщика предпочел снять в ванне
17-летнюю девушку, силуэт которой виден из-за полупрозрачной занавески.
Это деликатное «ню» стало яблоком раздора на выставке «Семилетка в
действии». Для СССР тех лет съемка была неслыханно смелой. В то время
как зрители восхищались «целомудренным подходом к сюжету», министр
культуры Екатерина Фурцева приказала «порнографию» снять. Распоряжение,
разумеется, выполнили, но при этом снимок был награжден Серебряной
медалью выставки. В этом же году на фотовыставке в Белграде фотография
«Новая квартира» получила Золотую медаль. Вообще живописность, «картинность» снимка для Николая Хорунжего были,
по-видимому, очень существенны. В детстве он брал уроки живописи у
Аполлинария Васнецова. Позже, в 1920-х годах, он поступил на кинокурсы
имени П.И.Чайковского - сразу и на актерское, и на операторское
отделение. Среди его преподавателей был легендарный оператор Анатолий
Головня, среди сокурсников – Михаил Ромм. От тех лет у него осталась
привычка продумывать композицию и делать «раскадровку» будущей съемки.
|
Еще фото (5)
Название: Николай Хорунжий «Синтез прекрасного» Автор: Хорунжий Николай
В фотографии для него была интересна тщательно продуманная и
выстроенная композиция, а не умение уловить «решающее мгновение».
Постановка не была имитацией естественности. Она подтверждала
мастерство фотографа, как художника. Отдельной темой выставки стали фотографии, сделанные
авторомом в одной из командировок в Закарпатье в 50-е годы ХХ века.
Кадры эти представляют большой интерес для сегодняшнего зрителя, являясь
типичным примером съемки 50-х годов. В фотографиях, которые никогда не
печатались ранее, прослеживается не только реальная жизнь города, но и
положение в фотографии в этот период – строгая цензура происходящего за
«железным занавесом». Сегодня этот город кажется нереальным, а его
герои кукольными персонажами. Мы надеемся, что творчество фотографа Николая Хорунжего поможет
понять малоизученную страницу истории отечественной фотографии
середины ХХ века. |