Арнольд
Ньюман прославился портретами мировых светил в естественной обстановке.
Сделанные в этой манере снимки Игоря Стравинского, Мерилин Монро, Пикассо и
многих других можно увидеть в Центре фотографии им. братьев Люмьер на «Красном
Октябре».
Enviromental portraiture — портрет в
естественной обстановке — отражает личность снятого человека не хуже, чем его
лицо в реальности. Детали фотографии, обстановка, свет, тени, проскальзывающие
формы — все это становится частью однозначного образа и моментально раскрывает,
чей именно портрет перед нами. Родоначальником этого метода считается
американский фотограф Арнольд Ньюман: «Я не хотел делать просто фотографию с
какими-то предметами на заднем плане. Окружение должно не только дополнять
композицию, но и «объяснять» человека. Неважно, кого я снимал, фотография
должна была быть интересной. Просто портрет известного человека ничего не
стоит», — объяснял он свой метод.
На этой неделе обширная выставка работ
Ньюмана открылась в Центре фотографии им. братьев Люмьер на «Кропоткинской».
Среди привезенных фото — только звезды — портреты Пикассо, Мерилин Монро, Пита
Мондриана и, конечно, Игоря Стравинского. Последним сам Ньюман искренне
восхищался, из-за чего сам Стравинский шутил, что именно Ньюман сделал его знаменитым.

Куратор выставки Анастасия Лепихова
несколько месяцев провела в архивах Ньюмана в США. Задача первой выставки
фотографа в России — познакомить широкую публику с его творчеством. «Большая
часть выставки состоит из его знаковых работ — портретов. Зато малый зал
отведен под его ранние работы, которые дают представление о том, как
формировался его метод работы с портретируемыми», — объяснила куратор.
Ее фаворит экспозиции — снимок Игоря
Стравинского. Его когда-то заказал Ньюману журнал Harper’s Bazaar, но затем
отказался от снимка. Правда, снимок тут же опубликовало другое издание, и его
популярность только возросла. «Это скадрированная абстрактная работа, ее сложно
назвать портретом в естественной обстановке, Ньюман специально сделал ее
минималистичной и авангардной. И этот визуальный авангардизм отражает как
нельзя лучше тот музыкальный стиль, в котором работал Стравинский», — объясняет
куратор.