Поддержите сайт lumiere.ru на конкурсе «Рейтинг Рунета»
Пресса о нас

«Каждый готов высказаться, не понимая, не видя, не читая». Интервью с основателем Центра фотографии имени братьев Люмьер

“Ъ-Lifestyle” встретился с куратором, коллекционером и основателем Галереи имени братьев Люмьер и Центра фотографии имени братьев Люмьер Натальей Григорьевой, чтобы выяснить, какие процессы происходят сегодня в арт-мире, о чем нужно помнить, работая с фотографией, и кто проиграл от громкого закрытия выставки Джока Стёрджеса.

Галерея имени братьев Люмьер начиналась 15 лет назад с небольшого пространства в Центральном доме художников, став первой для страны частной фотогалереей, и за прошедшее с тех пор время значительно разрослась. Основавшая ее Наталья Григорьева открыла в 2010 году еще и центр фотографии, экспозиции которого быстро протоптали на «Красный Октябрь» тропу для интересующихся фотоискусством. Здесь проходили персональные выставки Якова Халипа, Эллиотта Эрвитта, Стива Шапиро или фотографа-загадки Вивиан Майер, устраивались проекты, посвященные советской фотографии или меняющемуся образу России последних десятилетий. О том, что отличает отечественный арт-мир, как менялся рынок за время существования галереи и центра фотографии, Григорьева рассказывает охотно, не раз повторяя, что в основе всех процессов должно лежать соблюдение закона об авторском праве.

— Что изменилось за те 15 лет, что существует Галерея имени братьев Люмьер?

— Я уверена, что за это время нам удалось сформировать какой-то рынок коллекционной фотографии. Какой-то — потому что на данный момент понимание того, как он устроен, есть не у каждого его участника. Сейчас собирателей фотографии значительно больше, чем ее коллекционеров. Когда вы приходите в гости или встречаетесь в чьем-то офисе в кабинете, то все чаще можете видеть на стенах работы самых разных советских и западных фотографов — и думаю, что в этом отчасти есть заслуга и нашей галереи. Мы занимаемся фотографией XX века, и большинство авторов, которых мы представляем, — люди достаточно преклонных лет, которые дожили до того момента, когда их работы начали собирать и коллекционировать. Сама культура продажи фотографии развивается весьма активно: с одной стороны, я не могу сказать, что рынок сформирован полностью, с другой — все наконец начинает вписываться в ту систему координат, которая принята в международном сообществе, посвященном именно фотографии. Если говорить о Галерее имени братьев Люмьер, то сразу, с 2001 года, когда она только открылась, мы стали отстаивать заведенные международные правила игры. Прежде всего это касается авторского права. Да, закон Российской Федерации защищает авторское право, однако на деле мы сталкиваемся со множеством разных ситуаций. Про человеческие отношения у нас часто говорят и думают больше, чем про правовую сторону дела. По-хорошему, если вы как галерист или куратор взяли в руки негатив, вы уже должны иметь договор. Вы хотите сделать отпечаток? Получите право на изготовление отпечатка. Хотите использовать изображение в книге или в каталоге, включить его в выставку? Получите право у автора на использование фотографии. Понимание этих вещей необходимо для того, чтобы рынок существовал, а если одна из сторон не будет соблюдать правил, то он никогда и не вырастет.

Комментарии
Зарегистрируйтесь, либо пройдите авторизацию для того, чтобы добавлять комментарии.
Подписаться на:

абонемент

15 дней до

Портфолио-ревю

Гастел

Пил