Поддержите сайт lumiere.ru на конкурсе «Рейтинг Рунета»
Пресса о нас

Авангард, иконы 60-х, Стерджес: 12 знаковых выставок. Интервью с Натальей Григорьевой

Галерее имени братьев Люмьер исполнилось 15 лет. Ее директор Наталья Григорьева рассказала «Афише Daily» о том, как все начиналось: о маленькой галерее в ЦДХ, знакомстве с великими фотографами и, наконец, переезде на «Красный Октябрь» — где она основала фактически музей фотографии.

— В прошлом году в одном из интервью вы сказали: чтобы сделать фотовыставку из 300 работ, нужно отсканировать 10 000 негативов, отсмотреть их, напечатать 2000, 1500 из них выбросить — и только 500 оставить. В наше цифровое время такой подход кажется безумием. 

— Почему безумие? Каждый отпечаток — произведение искусства, поэтому нужно понять, как его напечатать и скадрировать. А еще лучше — найти авторский отпечаток и понять, как его кадрировал и ретушировал автор. Часто винтажную работу автора советского периода нужно искать в частных коллекциях или западных музеях. Ретроспективную выставку Якова Халипа, которая открывается у нас в Центре фотографии на этой неделе, я делала десять лет. Обычная выставка советской фотографии — это примерно полтора года серьезной работы куратора, сканировщика, печатника. 

— Свиблова за 20 лет существования МАММ расширила поле его интересов от фотографии до мультимедиа, стала работать с более широким разбросом жанров, отвечая в том числе и на запросы времени. Ни для кого не секрет, что фотография сейчас в упадке. Почему вы не последовали ее примеру? 

— Я считаю, что не сделала и половину того, что должна нашей фотографии XX века. Ольга Львовна использует рычаги маркетинга, а я влюблена в фотографию точно так же, как в своих детей. Когда по два с половиной года работаешь с фотографами, разбирая архивы, то входишь с ними в человеческие отношения… Я могу делать модные проекты, чтобы вы чаще приходили брать у меня интервью, — но у меня есть долг перед советскими фотографами и их наследниками. Честно говоря, мне просто неинтересно все время развлекать посетителей сладкими и легкими темами. Есть выставки, которые работают на образование моего посетителя, а есть те, что образовывают меня. Даже если посетитель к ним и не готов, их нужно делать, пока архив жив и жив автор, а не откладывать на лучшие времена. 

— Вы как-то отделяете идеологию от фотографий? Потому что, рассматривая радостные снимки 30-х годов, трудно оставить за скобками исторический контекст. И, кажется, сейчас этот вопрос становится все острее — с тех пор как у нас в Историческом музее повесили Герасимова, а в Третьяковке стали показывать Коржева. 

— У каждого музея свои задачи. Моя — помочь разобраться в советском фотоискусстве, где многое утеряно, неправильно атрибутировано или забыто. Я не исторический музей и не политолог: мне важна фотография, а какой материал к ней писался в ТАСС, когда ее использовали в качестве иллюстрации, — это не важно. Кабаков говорил, что история берет с собой не всех, и за сто лет работы многих фотографов тоже отсеялись. Мне интересны все советские периоды: каждое время оставило свои снимки, на основе которых мы пишем историю фотографии. Не историю России в фотографиях, как это делает один известный музей. Чтобы создавать историю России, у меня нет ни образования, ни желания. Могу рассказать одну историю. У нас была серьезная дружба с Антанасом Суткусом (основатель Литовской школы фотографии. — Прим. ред.), и когда он из-за некоторых политических моментов не хотел выставляться в Москве, я сказала строго, что он будет выставляться не в Москве — а у меня. И тогда он согласился.

Интервью порталу Afisha.daily.ru 

Комментарии
Зарегистрируйтесь, либо пройдите авторизацию для того, чтобы добавлять комментарии.
Важно

19 апреля Центр фотографии закрыт!


фестиваль

портфолио

мк акерманна

экскурсия акерманна

эвита гоже

Дуглас Киркланд