Поддержите сайт lumiere.ru на конкурсе «Рейтинг Рунета»
Пресса о нас

Элис Велинга: «Идеология – тоже искусство»

В конце июня в Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась выставка «(Не)возможно увидеть: Северная Корея» (выставка продлится до 3 сентября). В состав экспозиции вошли работы многих современных фотографов, объединенные общим замыслом – показать возможности фотографии в исследовании образа одного из самых закрытых государств. «365» поговорил с Элис Велинга – нидерландским фотографом, чьи работы также представлены на выставке. Проект Элис «Северная Корея: жизнь между пропагандой и реальностью» был награжден первым призом MIFA 2015 (Moscow International Foto Awards) и международного фестиваля фотографии «Встречи в Арле».

Начиная проект, Вы хотели понять, каково это жить в Северной Корее, находясь там и пройдя 2500 км по территории страны, Вы смогли найти ответ на этот вопрос? 

Нет, это не совсем так. Конечно, находясь там, стараешься понять, какой жизнью они живут, но я не думаю, что можно судить о том, что значит жить в Северной Корее. С уверенностью я могу размышлять только над тем, каково это посетить Северную Корею. Не стоит забывать о надзоре, который ведется над туристами в этой стране. В этом смысле любая форма искусства, созданная в КНДР иностранцем, находится под контролем. Потому для понимания фотографий Северной Кореи, важно знать о тех обстоятельствах, в которых работает художник. В своем проекте я старалась отразить сложную реальность страны. Тем не менее я не думаю, что показываю жизнь такой, какой она является в действительности. Я открываю зрителям свои попытки понять жизнь северных корейцев.

Очевидно, что политический режим, установленный в КНДР, шокирует весь цивилизованный мир. Однако это не останавливает власть пропагандировать социализм и скрывать при этом тотальную нищету. Как Вам кажется, верят ли граждане Северной Кореи в светлое будущее? 

Опять же я не могу ответить на вопрос, что чувствуют и во что верят в Северной Корее. Будет нечестно, если я скажу, что знаю все наверняка. Это крайне закрытое общество, потому определить, что они чувствуют очень сложно. Я думаю, что идеология так глубоко проникла в жизнь людей, что стала частью их реальности, их образом мышления. Когда я приехала в Северную Корею, мне казалось, что на каждом шагу я сталкиваюсь с пропагандой, с чем-то, что маскирует действительность. Но позже я поняла, что пропаганда и реальность – это две стороны одной монеты. Они неотделимы друг от друга. Пропаганда в Северной Корее – это то, как граждане смотрят на реальность.  

То есть мы можем предположить, что они уже думают, будто живут в счастливом будущем? Если пропаганда – часть их жизни…

Я не думаю, что они верят в счастливую реальность. Такую двойственную ситуацию можно сравнить с рекламой. Допустим, я покупаю шампунь для сильных и красивых волос, но это совсем не значит, что я верю в производимый эффект, я покупаю шампунь для того, чтобы иметь иллюзию идеальных волос. Это то, кем я хочу быть, то, о чем я мечтаю. То же и с политической пропагандой: люди не верят в счастливую реальность, это утопия. Изучая северокорейские социалистические картины, я много узнала об их национальной мечте. Они не рассказывают о повседневной жизни, они говорят об идеале, к которому стремятся. Самое главное – они заставляют зрителя посмотреть на себя, на свои мечты и на окружающую действительность. В своих работах я не стараюсь показать реальность, я пытаюсь объяснить ее сложность, пытаюсь ее понять. У меня нет заблуждений, будто я знаю, как устроена жизнь в Северной Корее, но я задумываюсь над этим. Мой проект – это калейдоскоп фотографий и впечатлений, проходящих через мое воображение и мои чувства.

Вы говорили о том, что пропагандистские изображения, которые стали частью Ваших фотографий, Вы искали на территории Кореи. Где именно Вы их находили?  

Основную массу материала я нашла в Пхеньяне и в Вонсане, хотя их достаточно много по всей стране. Я выбирала изображения из книг, фотографировала настоящие картины в мастерских художников, и даже использовала мозаики из пхеньянского метро - они невероятно детализированы и потрясающе исполнены. В целом, северокорейское искусство в мире малоизвестно, но то, что я видела, завораживало меня. Когда я приехала в Северную Корею, у меня появился шанс посетить их музеи, увидеть обширные национальные коллекции. Особенно сильно меня заинтересовала техника «Чосон-хва» - форма рисования кистью с чернилами по рисовой бумаге. Все это я не могла бы увидеть где-то за пределами страны. Именно поэтому я хочу продолжить свой проект, хочу узнать больше о таком недоступном искусстве. Я знаю, что на Западе было несколько северокорейских выставок, но это, скорее, исключение. 

Значит, Ваш проект еще не окончен и Вы продолжаете над ним работать? Каким образом Вы хотите его развить? 

Да, как я уже сказала, я хочу узнать больше о северокорейском искусстве. Работу над первой частью проекта я начала в 2013 году, но закончила только в 2015. И эта тема мало того, что не успела мне надоесть, она все больше и больше меня интересует. Я хочу заглянуть глубже в северокорейское искусство, мой особенный интерес составляют мозаичные картины. Это будет настоящая победа, если мне удастся поделиться своим увлечением с аудиторией. По задумке, вторая часть проекта будет больше о художниках и их произведениях. Северокорейское искусство очаровывает меня. Я не понимаю, как можно не признавать его и называть скорее пропагандой, чем искусством. Давайте вспомним историю: работы Леонардо да Винчи тоже были частью пропаганды, частью церковной идеологии, однако мы восхищаемся ими. Я хочу донести мысль о том, что идеология – это тоже искусство. Я хочу познакомиться с северокорейскими художниками, узнать о том, как они создают свои картины и выйти за рамки пропаганды. Идеология – это отражение общества, и это совсем не значит, что они не могут создавать искусство.

Комментарии
Зарегистрируйтесь, либо пройдите авторизацию для того, чтобы добавлять комментарии.
Важно

19.11 отменена экскурсия по выставке "Чистая Арктика Себастьяна Коупленда"!


22 ноября

экскурсии - перье

Жан-Мари Перье. Кутюрье французской фотографии

Коупленд